Выход России из Совета Европы создаст проблемы всем

Выход России из Совета Европы создаст проблемы всем

9 ноября 2018 г. 16:38

Генеральный секретарь Совета Европы (СЕ) Турбьёрн Ягланд предупредил о вероятности выхода России из организации, назвав его Ruxit, по аналогии с Brexit - выходом Великобритании из состава Евросоюза. Об этом Ягланд заявил в ходе совместной конференции с министром иностранных дел Финляндии Тимо Сойни.

Глава МИД Финляндии указал, что его страна как председатель Комитета министров СЕ будет способствовать поиску решений и переговорам о сохранении членства России в организации. По словам Сойни, Россия и Совет Европы нуждаются друг в друге, однако каждый участник организации должен придерживаться установленных правил.

«Политаналитика» напоминает, что в апреле 2014 года российская делегация в ПАСЕ была лишена права голоса из-за воссоединения Крыма с Россией. В 2015 году ПАСЕ дважды рассматривала вопрос о восстановлении полномочий российской делегации, но тогда санкции только ужесточались. В ответ делегация РФ заявила об отказе работать на таких условиях, а позже даже не стала направлять заявку на подтверждение своих полномочий.

Европа проиграет от того, что Россия покинет Совет Европы. Об этом заявил член Совета Федерации РФ Алексей Пушков. По его словам, генсек Совета Европы Ягланд прав, в том что Европу может постичь новый раскол из-за отказа России платить взносы в ПАСЕ.«Россия же потеряет гораздо меньше, она играет на глобальной шахматной доске. Пусть в Совете Европы делают выводы», — написал Пушков на своей странице в Twitter.Заместитель директора «Центра политических технологий», политолог Алексей Макаркин в интервью «Полиатанлитике» отметил, что в случае Ruxit свои позиции потеряют все:

  • Не приобретет никто, не будет ни у кого никаких преимуществ в этой связи. Речь идет о том, что Россия может быть исключена в следующем году, потому что она не платит взносы. Не платит взносы, потому что она не имеет права голосовать в ПАСЕ. Это право отобрали несколько лет назад после присоединения Крыма. С тех пор Россия настаивает на том, чтобы ей вернули это право без всяких условий, а европейцы хотят, чтобы Россия пошла на уступки, на которые Россия идти не собирается.

Для россиян, это проблема европейского суда по правам человека. Сейчас есть возможность обращаться в ЕСПЧ, если исчерпаны внутри страны возможности для отстаивания своих интересов. После выхода такой возможности уже не будет. У нас значительная часть людей, когда как-то со стороны знакомиться с этой темой, исходит из того, что вообще-то плохо, что есть какая-то инстанция, которая может отменить решение российских судов. На самом деле такой возможности у Европейского суда нет, но она может признать нарушение конвенции по Правам человека. Соответственно, если выигрывается дело в Европейском суде, то выигравший получает компенсацию и может быть пересмотрено дело, хотя это не отмена решения.

Таким образом, могут быть пересмотрены многие дела, которые не имеют политической окраски. Кроме того, сейчас если становится понятно, что в ЕСПЧ ответчик проиграет, то удобнее заключить мировое соглашение и удовлетворить требования истца. Немалая часть российского общества исходит из того, что это плохо, потому что это ущемляет якобы национальные интересы, потому что это предусматривает наличие некого международного органа, который находится выше, чем отечественные суды.

Но интересно то, что как только интерес человека, который вчера говорил "никакой нам Страсбург не нужен ", вдруг нарушается, его родственника или его самого сажают в тюрьму, или он не может какие-то другие интересы защитить, этот человек уже начинает кричать "а где Страсбург, а где Европа, а я пойду в Европейский суд". Абсолютное большинство решение Европейского суда в отношении России принимаются по делам, которые не имеют политической окраски и истцами выступают те же самые люди, которые совсем недавно говорили о том, что никакой Европейский суд нам не нужен, у нас должна быть национальная система и так далее.

Если ЕСПЧ не будет, это может быть серьезным ударом по тем людям, которые ищут там для себя и для своих близких справедливости, которые считают, что их законные права и интересы были нарушены.

Что касается Европы, то она исходит из того, что с Россией надо разговаривать, нельзя прерывать диалог и что лучше, чтобы Россия была внутри какой-то структуры. Нельзя ее отбрасывать, потому что она становится радикальной, более антизападной. А диалог ведет к тому, что каким-то образом, может быть не сразу, но достигается взаимопонимание. Европейцы тоже исходят из того, что такой вариант для них является угрозой, но тут возникла проблема. Они не хотят изолировать Россию, но с другой стороны не видно каких-то ходов, которые позволили бы сторонам выйти из этой ситуации без имиджевых потерь.

Для России вопрос Крыма закрыт и не обсуждаем, по проблеме востока Украины прогресса не видно и в то же время для Европы снова вернуть России все права в СЕ означает признать, что Европа в 2014 году была не права. Пойти на это она также не может.

Каков выход из ситуации? Как я понимаю, будут снова продолжены переговоры, будут попытки найти какой-то вариант. В принципе, наверное, для России можно сделать исключение, продлить как-то переходный период, где Россия не платит и остается членом СЕ. Сама Россия хлопать дверьми вроде тоже не собирается, уходя в инициативном порядке.

Здесь тоже возникает вопрос для России, не только связанный с Европейским судом, а с темой идентичности. Является ли Россия европейской страной. Если мы выходим из СЕ, то Россия как бы закрывается для Европы, а здесь выходит на первый план тема геополитического равновесия. В таком случае, если Россия закрывается от Европы, то у нее усиливается азиатский компонент.

С азиатским компонентом то же все очень непросто. Поэтому для России оптимально такое равновесие, когда она между Европой и Китаем. А здесь получается, что равновесие нарушается. Поэтому Россия сама выходит не хочет, Европа исключать ее не хочет, но есть правила.

Если так, то можно либо эти правила строго соблюдать, либо можно проголосовать за какое-то исключение. В Европе есть слабая, но надежда на то, что когда на Украине пройдут выборы президентские и парламентские в следующем году, то может быть восстановлен диалог по проблеме востока Украины. Я думаю, что вариант с откладыванием, с корректировкой процедур, чтобы совсем не рвать отношений может быть обсуждаем.

Конечно, остается еще ОБСЕ, но эта площадка, которая была создана в рамках диалога стран Европы и СССР. В ОБСЕ входят не только европейские страны, но еще и страны бывшего Советского союза. К тому же эта площадка очень прагматичная, и связана с проблемой обеспечения безопасности. Неслучайно наблюдатели ОБСЕ работают сейчас в Донецке и Луганске. Надо понимать, что ОБСЕ – это механизм именно в сфере безопасности, который стал формироваться во времена противостояния двух блоков. В теме европейской идентичности, в том, что Россия - европейская страна, ОБСЕ не может заменить СЕ.

Для взаимоотношения с Европой и выполнения конкретных задач, для того, чтобы взаимодействовать со странами ЕС и для того, чтобы ощущать себя частью европейской цивилизации – СЕ оптимален.