Взлеты и падения: политика и космос сравнялись в повестке к середине осени

Взлеты и падения: политика и космос сравнялись в повестке к середине осени

12 октября 2018 г. 10:14

Обзор прессы 12 октября

В Федеральной прессе особое внимание уделено двум темам: продолжающемуся «губернаторопаду» - отставкам и назначениям глав регионов и катастрофе космического корабля «Союз-ФГ» с российским космонавтом и американским астронавтом на борту.

«Известия» подробно пишут про произошедшие накануне перестановки в трех регионах. В четверг досрочно подали в отставку по собственному желанию глава Забайкальского края Наталья Жданова. Затем на сайте администрации Курской области появилось заявление Александра Михайлова, а уже вечером пожелал успеха своему преемнику глава Башкирии Рустэм Хамитов.

Причину ухода каждый из них пояснил необходимостью дать дорогу молодым. Наталья Жданова добавила, что ее решение связано и с «внутренними мотивами». Очередную волну перестановок политологи связывают с запросом жителей на обновление губернаторского корпуса и поиск новых подходов к решению экономических и социальных проблем. Поздно вечером было объявлено и о первых назначениях — к работе врио губернатора Курской области приступил Роман Старовойт, а в Башкирии — Радий Хабиров, до последнего момента исполнявший обязанности главы городского округа Красногорск в Подмосковье.

«Башкирия по всем социально-экономическим показателям — один из успешно развивающихся регионов. Это, конечно, заслуга главы региона, который проработал на своем посту восемь лет, — считает политолог Дмитрий Гусев. — Сейчас в рамках новой кадровой политики назначаются люди другого формата. Если Хамитов сделал все, что мог, и уходит по собственному желанию, то я считаю, что он проявил политическую мудрость, предоставив возможность новой команде реализовать другие проекты.

Политолог Дмитрий Орлов согласен с коллегой. По его словам, глава Башкирии уходит «в сильной позиции» — после удачных выборов в местный парламент и в относительно благоприятной социально-экономической ситуации.

Забайкальский край — один из регионов с невысокими социально-экономическим показателями, отметил в комментарии газете политтехнолог Дмитрий Фетисов. Исправление этой ситуации и станет основной задачей для преемника Натальи Ждановой, полагает он.

«Выходом могло бы стать привлечение в регион федеральных денег или инвестиций со стороны крупного бизнеса, но этого не было сделано. Возможно, сыграли свою роль и последствия катаклизмов и коммунальных аварий, произошедших в регионе», — считает эксперт.

Руководитель Политической экспертной группы Константин Калачёв назвал в числе проблем региона дотационность, низкий уровень доходов и отсутствие драйверов роста.«Динамика протестных настроений в регионе отразилась на довольно неоднозначных результатах осенних выборов (кандидаты от партии власти победили на выборах в Забайкалье с минимальным отрывом от оппозиции. — «Известия»), — отметил он.Забайкалью нужен эффективный управленец и экономист, считает эксперт.

«Ведомости» также поддерживают экспертный взгляд на происходящее. Так издание пишет, что Старовойт продолжает линейку федеральных чиновников, которых направляют в регионы, скажем так, «на вырост», отметил газете политолог Виталий Иванов. «Определенно Старовойт не будет управлять областью 18 лет, как его предшественник. Время долгожителей закончилось. Если не считать белгородского Савченко и калужского Артамонова, у нас их более не осталось», – говорит эксперт.

«Ведомости» напоминают, что с конца сентября и до начала октября Путин сменил глав пяти регионов – Астраханской области, Кабардино-Балкарии, Приморского края, Курганской области и Липецкой области. Также сменился губернатор Санкт-Петербурга. Всего осенью 2018 г. – весной 2019 г. свои посты могут покинуть около десятка губернаторов, рассказывали «Ведомостям» несколько человек, близких к администрации президента. Среди них называли Михайлова, Жданову и Хамитова.

Второй центральной темой федеральной прессы стало крушение ракеты-носителя «Союз-ФГ», которая должна была отправить к Международной космической станции пилотируемый корабль «Союз МС-10» с космонавтом «Роскосмоса» Алексеем Овчининым и астронавтом NASA Ником Хейгом, и последствия, которые могут последовать за этим.

«Коммерсант» пишет, что избежать жертв помогла система аварийного спасения, вовремя отстрелившая спускаемый аппарат с экипажем. Причиной аварии, по данным “Ъ”, стало неотделение одного из четырех боковых блоков первой ступени «Союза-ФГ». Уже созданная специальная комиссия расследует причины аварии и определит степень виновности должностных лиц. Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту происшествия, в Белом доме по итогам «разбора полетов» не исключают и кадровых решений.

По сведениям “Ъ”, в четверг Дмитрий Рогозин поручил заместителю генерального директора Центрального научно-исследовательского института машиностроения Олегу Скоробогатову определить состав комиссии, которой предстоит выяснить причины ЧП. В первую очередь специалисты приступят к расшифровке телеметрической информации, изучению записей Go-Pro видеокамер, установленных на ракете, а также матчасти (обломки ракеты были обнаружены поисковой группой в четверг поздно вечером).

Впрочем, по словам двух источников “Ъ”, причастных к расследованию, причина аварии связана с тем, что один из четырех боковых блоков первой ступени не отделился. Произойти это могло по одной из трех причин, каждую из которых внимательно изучит комиссия.

Первая связана с отказом работы пирозамка бокового блока, вторая — с механическим повреждением его крепления. Третья теоретически может быть связана с автоматикой, не давшей команду на отстрел «боковушки», но она маловероятна, говорит один из собеседников. Для подтверждения или опровержения этой версии специалисты также поднимут документацию в ракетно-космическом центре «Прогресс» (Самара), где в апреле 2016 года был изготовлен рухнувший «Союз-ФГ». Сроки работы комиссии пока не оглашались, однако, по сведениям “Ъ”, специалистам на «разбор полетов» будет отведен примерно месяц.

До конца расследования в целях безопасности будет введен запрет на пуски ракет данного типа: так, по данным “Ъ”, ближайший пуск «Союза-ФГ» с космическим грузовиком «Прогресс МС-10» перенесен с 31 октября на первую половину декабря.

Все данные, полученные «Роскосмосом», будут направляться в NASA. «Мы не будем скрывать (данные.— “Ъ”) о причинах (аварии.— “Ъ”), это не принято в такой ситуации»,— подчеркнул вице-премьер Борисов. При этом он не исключил кадровых мер в отношении виновных в аварии, но призвал дождаться окончания работы комиссии. В СКР, в свою очередь, сообщили о возбуждении уголовного дела по ст. 216 УК РФ («нарушение правил безопасности строительных работ, повлекшее причинение крупного ущерба»).

С финансовой точки зрения «Роскосмос» затрат понести не должен: ракета «Союз-ФГ» и корабль «Союз МС-10» были застрахованы на сумму до 4,66 млрд руб. И если данная авария будет признана страховым случаем, то, как заявила журналистам гендиректор страховой компании «Согласие» Майя Тихонова, «выплата по нему, возможно, станет одной из самых крупных за последние десятилетия».

РБК добавляет, что вице-премьер Юрий Борисов допустил кадровые перестановки в «Роскосмосе» после аварии «Союз МС-10». Дмитрий Рогозин, комментируя аварию, заявил, что распорядится провести проверки на предприятиях отрасли.

Исполнительным директором по пилотируемым космическим программам «Роскосмоса» является космонавт Герой СССР и России Сергей Крикалёв. Оперативный комментарий по случившемуся РБК он предоставить не смог. «Сейчас пока неудобно говорить, работает комиссия», — сказал он.

Производителем нештатно стартовавшей ракеты был самарский ракетно-космический центр «Прогресс» (входит в «Роскосмос»), напомнил Виталий Егоров. «Так что, вероятно, причины будут искать прежде всего там», — считает он.

В июне гендиректором РКЦ «Прогресс» был назначен Дмитрий Баранов. С 2003 по 2018 год «Прогресс» возглавлял Александр Кирилин, он был отстранен от занимаемой должности по решению суда.

До сих пор было произведено 64 пуска ракеты «Союз-ФГ», все были успешными, пишет издание. Это первая авария ракеты «Союз-ФГ», подтвердил РБК источник в «Роскосмосе». «Ракета относительно молодая. Введена в эксплуатацию в начале 2000-х как модификация ракеты «Союз-2», поэтому не так много и запускалась», — говорит он. На время работы комиссии запуски «Союз-ФГ» приостановлены.

Собеседник РБК считает, что авария может подвигнуть американцев на увеличение финансирования испытаний собственной ракеты. Но до 2020 года вряд ли будет возможно отказаться от услуг России, добавляет источник. «Американцы уже склонялись к тому, чтобы летать на Falcon Heavy Илона Маска. Но понимая, что у России самая большая степень надежности, не решались довериться экспериментам Маска», — отметил собеседник РБК.

Ранее глава компании SpaceX Илон Маск объявил, что первый полет ракеты-носителя Falcon 9 c пилотируемым кораблем Crew Dragon с астронавтами на борту состоится в 2019 году.

Сегодня место на «Союзе» стоит порядка $35–40 млн, рассказал источник РБК. Все контракты, которые уже заключены, будут реализованы, уверен он. «Этим контрактам ничто не угрожает. Вопрос стоит не в текущих, а в будущих контрактах. Что будет после 2020 года — вот это вопрос», — отметил он.

«Новое положение дел приведет к более быстрому решению по МКС», — подытожил собеседник РБК. В феврале Белый дом предложил отдать американский сегмент МКС частным инвесторам и сосредоточиться на пилотируемых полетах к Луне.

Виталий Егоров серьезных последствий для взаимоотношений «Роскосмоса» и NASA не видит. «Потому что в NASA прекрасно понимают, что ошибки возможны везде, и в свое время «Роскосмос» помогал NASA, когда у них была авария на шаттле», — отмечает эксперт. В NASA после аварии не увидели угрозы отношениям с «дорогими друзьями» из «Роскосмоса» и отметили, что партнерство «лишь продолжает расти».

При этом Егоров уверен, что теперь возникнут сложности с полетом первого космонавта из ОАЭ (на днях Россия и Арабские Эмираты договорились об этом). Планируется, что он полетит с Байконура на МКС весной 2019 года. «Но теперь как минимум пуски арабских космонавтов будут смещены на более поздние сроки», — подытожил Егоров.

Еще одним последствием может стать то, что Международная космическая станция на некоторое время останется без экипажа. Такое развитие событий не исключил и Крикалёв, отметив, что «Роскосмос» будет пытаться этого избежать.

По словам руководителя миссии МКС в НАСА Кенни Тодда, которые приводит Associated Press, если к январю 2019 года российская сторона не будет готова к запуску «Союза» с новым экипажем для МКС, в НАСА считают возможным временно оставить станцию без экипажа.

Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев назвал это маловероятным, но возможным в случае, если работа комиссии затянется. Были сбои с доставкой грузов на МКС, но без экипажа станция никогда не оставалась, подчеркнул он.

«По плану наш экипаж до декабря должен быть на станции. Если работа комиссии затянется, тогда придется космонавтов возвращать с МКС и она останется в беспилотном режиме. Важно то, что МКС особо не рассчитана на автономную работу. И поскольку это будет происходить впервые, может возникнуть множество проблем», — пояснил Моисеев.

Авария ухудшит и без того слабые аппаратные позиции Рогозина, полагает политолог Михаил Виноградов. Вокруг работы «Роскосмоса» появилось ощущение череды постоянных неудач, что власть может исправить при помощи кадровых решений, заключил эксперт.