Ответственный пост Госдумы седьмого созыва: профессионализм, открытость, самостоятельность, твердость

Ответственный пост Госдумы седьмого созыва: профессионализм, открытость, самостоятельность, твердость

5 октября 2018 г. 0:10

Сегодня исполняется ровно два года с момента первого пленарного заседания седьмого созыва Государственной думы России.

Впереди еще три года – экватор не пройден, однако у тех, кто внимательно следит за работой палаты, да и тех, кто делает это не слишком регулярно, складывается ощущение, что седьмой созыв сделал в ряде моментов намного больше, чем предшественники за весь срок работы.

Достаточно сказать, что за прошедший период в ГД было внесено почти две с половиной тысячи законопроектов, из них чуть мешьне тысячи ста сейчас находятся на рассмотрении, 1314 – рассмотрено, и 1020 законов принято.

С самых первых дней председателем ГД Вячеславом Володиным был задан высочайший темп работы. О первом годе работы седьмого созыва напоминает политолог Дмитрий Фетисов:

  • Первый год работы ГД был очень активным, и казалось, что уже за первый год дума достигла максимума из того, что планировала и дальше уже развиваться некуда. Но второй год работы показал, что потенциал у палаты большой, и у руководства Госдумы много идей для дальнейшего развития парламента.

В первую очередь, это работа над регламентом. Когда после первого года работы казалось, что налажена дисциплина, выросла за счет этого эффективность работы, поменялся подход в виде детальной проработки законопроектов комитетами, подключаются представители экспертного сообщества. Но Дума внесла очередные поправки в регламент, в принципы работы. В первую очередь, это количество заседаний. Поменялось их количество в неделю, и их продолжительность. Прошло не так много времени в этого нововведения, чтобы оценивать эффективность окончательно, но уже заметно, что эта схема дает свои плоды. У депутатов появилось больше времени на проработку законопроектов.

Второй момент – первый год активно задавалась установка на работу с избирателями, а на второй год она оформилась более четко. Видно, что депутаты работают с избирателями активно, и никто не отлынивает от этой работы.

 

Смену стиля работы ГД отмечает и глава «Политической экспертной группы», политолог Константин Калачев:

  • Был усовершенствован регламент работы, Госдума не воспримется больше как «безумный принтер», как синекура, как место, куда политики идут ради собственных приобретений, но никак не ради работы.

Понятно, что это работоспособный, представительный, законодательный орган. Рост доверия к Госдуме – это вообще рост доверия к институтам власти: институтам парламентаризма представительной и законодательной власти.

Можно отметить, что в Думе стало больше дисциплины и порядка с одной стороны, а с другой стороны, дисциплина и порядок не означает отказ от разных мнений, широкой палитры взглядов, это в том числе подтверждают и парламентские слушания. Характер обсуждения ключевых законопроектов, роль и место оппозиции выросли, здравые предложения оппозиции рассматривается, обсуждаются.

Примером может стать рассмотрение законопроектов повышения эффективности пенсионной реформы. Высказаться могли все политические силы, общественность, группы экспертов. Рабочий процесс выглядит как открытый, учитывающий разные мнения, разные подходы, взгляды.

Важным фактором доверия в палате стали нововведения ее руководства относительно внесения законодательных инициатив. Помимо уже упоминаемой всесторонней проработке инициатив, включая экспертную, а при необходимости и широкую дискуссию в стенах здания на Охотном ряду по резонансным законопроектам, достаточно вспомнить общественные слушания по закону «О реновации», по теме обманутых дольщиков, наконец, по пенсионной реформе, был принят ряд мер понятных и простых мер.

В частности, руководство палаты потребовало от депутатов в рамках парламентской дисциплины не вносить заведомо непроходные, а подчас откровенно популистские рекламные законодательные инициативы. Подобного рода проектами не редко злоупотребляли депутаты предыдущих созывов, когда инициатива становилась рекламной уловкой для вносившего ее парламентария. СМИ начинали писать о законопроекте, а внесший его парламентарий собирал свою долю «хайпа». При этом, не редко абсурдность или явная невыполнимость проекта бросала тень на Госдуму. В седьмом созыве эта порочная практика была искоренена.

Еще немного статистики: с момента начала работы созыва 285 инициатив отклонено ГД в ходе пленарных заседаний, почти полторы сотни - снято с рассмотрения в связи с отзывом авторами, чуть больше - 169 законопроектов возвращено авторам по различным основаниям, в том числе профильными комитетами.

Более того, нынешние депутаты за два года фактически полностью разобрали «законодательные завалы» оставшиеся от предыдущих созывов. А таких было не мало - почти полторы тысячи. Причем, оставались там и проекты, внесенные еще в ходе работы еще второго созыва.

В портфеле палаты было немало и таких хайповых законопроектов. Были и другие, они либо нашли свое применение, либо трансформировались, исходя из современных условий.

Генеральный директор Центра политической информации, политолог Алексей Мухин считает, что это показало функциональность и эффективность седьмого созыва:

  • До этого ни одному созыву не удавалось избавиться от этого тяжкого наследия, копившегося с 1993 года. При этом не был потерян темп при принятии, обработке и доведении до ума текущих законопроектов, что является признаком профессионального здоровья этого института.

Из интересных законопроектов, а их было много, на ум сразу приходит ситуация с реновацией, которая вызвала большой резонанс в Москве, а затем эта практика распространяется на всю Россию. Поэтому ГД придется еще работать над этим законопроектам еще некоторое время. Это проект социальный и очень важный.

Второй проект, который приходит на ум – изменение технического повышения пенсионного возраста и превращение его, Дума здесь действовала вместе с президентом, в полноценную, социально-ориентированную пенсионную реформу, что является признаком социального поведения ГД. Не просто проштамповали, а превратили законопроект в полноценную социальную реформу к удовольствию населения. Правда, население еще реагирует довольно нервно на эти изменения, но отсутствие масштабных протестов говорит само за себя.

Про законодательные завалы вспомнил и Константин Калачев:

  • Весь мертвый груз законопроектов, накопившихся за предыдущие созывы давил на Думу первое время, но сейчас эта проблема практически решена, причем на примере рассмотрения этих накопившихся законопроектов можно говорить о повышении эффективности работы, значительно больше времени депутаты стали уделять законотворческой деятельности, рассмотрении законопроектов, чем это было ранее.

Самое главное – есть интегральный показатель эффективности и качества работы ГД – это отношение избирателей. Насколько избиратели довольны или не довольны, насколько удовлетворяет или нет. Опрос ФОМа показал, что 63% граждан отмечали, что считают отечественную нормативную базу хорошей. А в 2001 году таких было 28%. Уровень положительного отношения россиян к законам вырос в два раза. Это связано с отношением к парламенту, он перестал быть бешеным принтером, превратился в профессиональный законотворческий орган, и соответственно выросло качество законотворчества и контроль за правоприменением.

Что касается качества принимаемых нормативно-правовых актов – то их детальная и тщательная проработка – черта этого созыва.

Но законы – это то, что далеко от простых людей пока они не начали работать. И здесь снова нужно сказать, что нынешний состав, кстати, избранный после долгих лет по смешенной системе, внимательно прислушивается к своему избирателю на местах. И изменения в регламенте, вводимые руководством ГД должны этому способствовать. Так в осеннюю сессию 2018 года было принято решение проводить три пленарных заседания с тем, чтобы заканчивать их днем.

Уже после обеда в четверг депутаты могут разъезжаться в свои регионы и вести конкретную работу на местах, в том числе встречаться с избирателями. И это помимо одной региональной недели в месяц.

Этот факт отмечает руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий, политолог Ростислав Туровский:

  • Одним из важных достижений в работе Госдумы действующего созыва стала более качественная организация работы с регионами. Это было особенно важно в связи с возвращением одномандатников. Сейчас региональные недели активно используются для реальной работы депутатов на местах, чаще стали проводиться выездные мероприятия.Важным моментом работы и показателем открытости работы Госдумы седьмого созыва стало укрепление взаимодействия с другими органами власти, представителями профессиональных сообществ. Все это пришлось во многом на второй год работы палаты.

Так в апреле 2018 года совет Госдумы впервые в истории этого органа собрался в Сабетте (Ямало-Ненецкий автономный округ), где работает завод по сжижению природного газа. Участниками заседания стали спикер Вячеслав Володин, все лидеры фракций, кроме Геннадия Зюганова, а также руководители комитетов. Депутаты обсудили крупные инвестиционные проекты на примере «Ямал СПГ».

По мнению главы Фонда ИСЭПИ, политолога Дмитрия Бадовского, существует достаточно большое количество вопросов развития экономики и отраслей, которые требуют законодательного подкрепления, уточнения или создания новых механизмов. Несколько новых задач и вопросов для обсуждения с бизнесом и регионами возникает и в связи с приоритетами развития, которые президент Путин обозначил в предвыборном послании.

Это касается стратегии пространственного развития России, увеличения инвестиций в развитие инфраструктуры, обеспечения темпов роста экономики выше среднемировых, цифровизации и многих других вопросов.

Политолог Антон Хащенко солидарен с коллегами в поддержке погружения депутатов в проблемы отечественных предпринимателей:

– Не секрет, что российское законодательство в части ликвидации каких-либо ненужных барьеров или создания дополнительных стимулов и условий для бизнеса требует определенной донастройки.

При этом качество последней напрямую зависит от степени вовлеченности законодателей в ту или иную обсуждаемую тему. И в этом смысле проведение таких мероприятий руководством Думы по отраслевому и проектному принципам позволяет, как говорят, «сверить часы» в формате «здесь и сейчас», совместно выработав нужные для развития экономики решения.

Отладили в Госдуме и работу с верхней палатой российского парламента – Советом Федерации, и, конечно, с правительством. Это при учете, что множество законодательных инициатив и поправок исходит именно из Белого дома.

И здесь не последнюю роль сыграла работа палаты с экспертным сообществом. Вот как ее описывает Дмитрий Фетисов:

  • За второй год работы тоже вышла на качественно новый уровень, это хорошо проиллюстрировала работа над пенсионной реформой, когда была создана и рабочая группа из представителей экспертов и общественных институтов, это и крупные парламентские слушания, которые были по пенсионной реформе. Вся деятельность ГД по организации общественных слушаний оформилась во второй год.

Ну и конечно, нижняя палата остается главной законодательной опорой для президента, поддержав и продолжая корректировать законодательство для реализации положений, озвученных в послании Владимира Путина Федеральному собранию. Напомним, оно состоялось незадолго до выборов главы государства в марте этого года. Затем ГД поддержала назначение Дмитрия Медведева на пост премьер-министра.

В цифрах это выглядит так: послание президента от 1 декабря 2016 года реализовано Думой в части законодательного обеспечения на 85%. 79 законов принято, 6 - находятся на рассмотрении ГД.

Послание президента от 1 марта 2018 года в части законодательного обеспечения включает в себя 101 пункт[1], из которых: 60 законов принято ГД, 38 проектов находится на рассмотрении ГД, 3 законодательные инициативы не внесены в палату.

Включилась Госдума и в контр-санкицонную борьбу. В апреле в ответ на очередной виток западных санкций спикер Володин предложил создать рабочую группу по доработке законопроекта об ответных мерах на санкционную политику США в отношении России. Полемика вокруг вопроса санкционного давления на Россию касается и тех российских структур, которые готовы исполнить требования властей США. Вячеслав Володин тогда решительно предлагал ввести для таких структур ответственность вплоть до уголовной.

Эксперты в большинстве своем поддерживали контрсанкции, но с известными оговорками.

Политолог Дмитрий Фетисов обращал внимание на последовательность политической линии, которой придерживается Госдума:

– Закон о контрсанкциях необходим как распространенная практика международной дипломатии, он должен быть принят.

Дума озвучивала, что внимательно будет подходить к вопросу безопасности россиян. Поэтому ряд тем в законопроекте требуют дополнительной проработки. В частности, у многих экспертов вызывает опасения та часть законопроекта, которая касается запрета лекарственных средств. И депутаты будут очень тщательно продумывать этот момент. Создание специальной комиссии говорит о том, что обеспокоенность руководства Госдумы – не просто слова, а искреннее желание учесть все нюансы.

В результате закон был скорректирован. И кстати, именно взаимодействие с бизнесом и открытый диалог на эту тему тогда позволил обойти все острые углы, сохранив при этом основную идею и концепцию принимаемых изменений.

Вообще седьмой созыв Госдумы показал самостоятельность не только в плане внутрироссийской повестки. Довольно большое внимание руководство палаты уделяло и внешнеполитической деятельности – парламентской дипломатии. Внимание на это обращает Алексей Мухин:

  • Межпарламентская дипломатия – это одна из самых важных частей работы Госдумы. Интенсивность международных контактов был беспрецедентной за последнее время, причем они проводились в сложных условиях санкционного воздействия со стороны западных стран. Поэтому можем зафиксировать здесь несомненный успех, чистую победу со стороны руководства ГД, которое не растерялось в сложных условиях и продолжило функционировать, причем крайне эффективно.

Дмитрий Фетисов тоже называет это одним из главных достижений второго года работы Госдумы:

  • В первый год это только оформлялось, то во второй год это вышло на принципиально иной уровень – стали развивать парламентскую дипломатию и достигли определенных плодов этой деятельности. Потому что те мероприятия, которые проходили в ГД как конференция по борьбе с наркотрафиком, так и крупный форум с парламентариями со всего мира показали, что ГД стала полноправной интересной площадкой для международных парламентариев для того, чтобы вести совместную деятельность.Такого не было ни в одном из созывов ГД, и сейчас Дума играет очень большую роль в международных отношениях.

Сюда же можно добавить и активное участие председателя ГД во всевозможных поездках за рубеж и переговоров по тем или иным темам. Так и работу парламентских делегаций, которые тоже активно принимают участие в переговорах с коллегам из самых разных стран. На мой взгляд, парламентская дипломатия, то как она развивалась и каких высот достигла за этот год – это самое важное достижение, учитывая санкционное давление и тут ГД показала своим примером, что санкции можно успешно обходить через парламентскую дипломатию и вести переговоры с мировым сообществом, используя площадки ГД.

Своей работы депутаты Госдумы не стесняются, рассказывая о ней не только на встречах с избирателями, но и активно используя современные средства коммуникации, в первую очередь Интернет. Ростислав Туровский называет реорганизацию думской информационной политики еще одним достижением нижней палаты:

  • Запуск нового думского сайта позволил сделать работу Госдумы более открытой и прозрачной, и с этой точки зрения Россия не уступает теперь лучшим образцам из мировой практики. Наряду с этим резко выросла активность Госдумы и депутатов в социальных сетях, что соответствует требованиям современной информационной политики. Тем самым открытость работы парламента для общества стала безусловным принципом его работы.

Поддерживает эту точку зрения и Константин Калачев:

  • Что касается канала коммуникации, инструментария взаимодействия, Дума шагает в ногу со временем! Все это хорошо воспринимается не только экспертным сообществом, должна хорошо восприниматься и избирателями.

А Дмитрий Фетисов уверен, что между депутатами даже идет определенная конкуренция:

  • Депутаты активно работают над тем, чтобы получать как обратную связь со стороны избирателей, так и доносить до них позицию ГД по тем иди иным вопросам.

При этом что положительно – у очень многих депутатов работа в соцсетях не носит формальный характер, большое количество депутатов пишут посты сами, отвечают на комментарии, дискутируют.

 

Остается добавить, что нижняя палата и ее руководство за оставшееся время работы седьмого созыва Госдума еще не раз удивит. Причем удивит реальными делами, качественными, а иногда и неожиданными нестандартными, но, безусловно, идущими всем на пользу решениями.

 

[1] После утверждения Плана на заседании рабочей группы 20 марта 2018 г. Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, депутатами Государственной Думы было внесено много законодательных инициатив, в том числе направленных на реализацию положений Послания. 25 сентября состоялось заседание рабочей группы Государственной Думы, на котором был сформирован и утвержден уже окончательный План реализации Государственной Думой Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года.