Государственная Дума: между первым и вторым годом работы седьмого созыва

Государственная Дума: между первым и вторым годом работы седьмого созыва

5 октября 2018 г. 9:00

Дмитрий Фетисов

В пятницу, 5-го октября, седьмой созыв Государственной Думы отметит двухлетие своей работы. Казалось бы, за первый год работы текущий созыв продемонстрировал тот максимум эффективности на который способен. Но второй год работы показал, что депутатам и их руководству есть, чем ещё удивить и общественность, и экспертов.

Ключевым стержнем в комплексе мер, повысившем эффективность Государственной Думы за последние два года, стали дисциплина и регламент. В первый год работы было объявлено, что повышение требований к дисциплине и изменения в регламенте направлены на то, чтобы решить проблему «законодательных завалов». И эта задача была успешно решена, что является серьезным достижением, которое вряд ли кто возьмется оспаривать.

Большое количество законопроектов, годами пылившиеся в думских архивах, были подняты, проанализированы и либо приняты, либо окончательно отправлены на вечное хранение. Причем каждый из архивных законопроектов был проанализирован и рассмотрен на комитетах, прежде чем выноситься на пленарные заседания. Такой подход оправдан. Подготовить законопроект, даже требующий доработки, непросто, и депутаты с уважением отнеслись к труду своих предшественников.

Поэтому немало законопроектов, находившихся в «законодательных завалах» были изучены. А среди них нашлись действительно актуальные и полезные для граждан предложения, например, отмена внутреннего роуминга операторами сотовой связи. Проект несомненно важен для миллионов россиян, который поможет им экономить значительные денежные суммы.

Во второй год работы Думы регламент продолжил меняться. Но ключевой целью стало повышение эффективности работы проработки законопроектов и работой с избирателями в округах. Ключевым преобразованием в этой сфере стало изменение количества пленарных заседаний в неделю с двух до трех и сокращение их продолжительности. Это нововведение позволило депутатам одновременно и выделять больше времени на работу над законопроектами, и раньше улетать в свои регионы для общения с избирателями. Учитывая географические размеры страны и немалое количество депутатов, представляющих интересы отдаленных от Москвы регионов, такая мера давно была необходима.

Работа с избирателями – вообще уникальная особенность данного созыва, выгодно отличающая его от предыдущих. Руководство Думы четко и последовательно своими действиями показывает, что главный законодательный орган страны должен не только быть плечом для Президента, но и работать в интересах граждан, в том числе помогая главе государства обеспечить тот самый «внутренний рывок», про который он неоднократно говорил за последний год. Сделать же это, не имея обратной связи со своими избирателями, не понимая их запросов и ожиданий, невозможно.

И несмотря на то, что активность Думы привлекает внимание немалого количества экспертов, которые внимательно наблюдают за происходящим в стенах здания на Охотном ряду, лишь некоторые из них обратили внимание на то, что за второй год работы возросла активность депутатов в социальных сетях. Однозначно можно отметить, что выявился четкий тренд – всё больше и больше депутатов стараются вести аккаунты самостоятельно, отвечая на комментарии к своим постам и вступая в дискуссии со своими избирателями.

Этот тренд показывает, что депутаты реально заинтересованы в обратной связи с гражданами и не уходят от дискуссии. Ведь это не только показывает депутата как человека, приближенного к общественности, наделившего его мандатом, и помогает работать над законопроектами с учетом мнения избирателей, но и служит инструментом по развитию публичной политики, запрос на которую всё отчетливее прослеживается у общества.

Работа с избирателями ведется в рамках задач, которые поставил Президент в своем Послании Федеральному Собранию, и которые обозначает в текущем режиме. Государственная Дума показывает четкую приверженность этому принципу. Все те законопроекты, которые глава государства вносит в Думу, рассматриваются в кратчайшие сроки, при этом им уделяется самое тщательное внимание.

Но настоящим испытанием для Парламента за два года работы стала пенсионная реформа. Крайне непопулярный в обществе законопроект не понравился никому ни в Кремле, ни в Правительстве, ни в Государственной Думе, но сама ситуация диктовала необходимость ее проведения для обеспечения сбалансированности пенсионной системы. С политической точки зрения ситуация четко разделила федеральные элиты на два лагеря – на тех, кто предпочел уйти от ответственности, отмолчавшись по непопулярной теме и тех, кто, осознавая все риски, работал над пенсионной реформой.

В Государственной Думе пошли вторым путем, постаравшись обеспечить масштабное обсуждение законопроекта с привлечением экспертов, всех политических сил и общественных институтов. Именно такой подход и поддержал Президент, заявив о необходимости широкой дискуссии по данному вопросу. Парламентско-общественные слушания, создание специальной рабочей группы, активная работа над поправками между первым и вторым чтением – все эти меры позволили снизить накал вокруг пенсионной реформы. Нет смысла отрицать тот факт, что пенсионная реформа нанесла урон политической системе, что уже отразилось на результатах ряда избирательных кампаний в ЕДГ-2018, но также очевидно, что в Думе очень много сделали для того, чтобы этот ущерб был минимальным.

Все эти тенденции, наряду с развитием парламентской дипломатии, показывают, что нынешний созыв Государственной Думы можно считать не только успешным, дисциплинированным и активным, но и способным задавать новые эталоны российского парламентаризма. Период между первым и вторым годом работы ГД это отчетливо показал, и теперь наблюдателям интересно, каким будет третий год работы данного созыва, и смогут ли депутаты внести ещё какие-нибудь новшества в свою работу, которые позволят повысить эффективность работы законодательного органа.