Госдума готовится к рассмотрению одного из сложнейших законопроектов

Госдума готовится к рассмотрению одного из сложнейших законопроектов

24 сентября 2018 г. 15:23

Второе чтение законопроекта по изменению пенсионной системы Госдума проведет на этой неделе. Об этом сообщил спикер нижней палаты Вячеслав Володин.

Уже в понедельник на Охотном ряду состоялось заседание профильного комитета по труду, который суммировал и еще раз обсудил все пришедшие в нижнюю палату поправки. Их, напомним, можно было направлять как раз до 24 сентября.

В настоящий момент самые важные поправки к пенсионному законопроекту учтены, однако, как говорят эксперты, при дальнейшем совершенствование пенсионной системы необходимо обратить внимание на назначение досрочных пенсий, вводить инструменты дополнительного заработка для пенсионеров и стремиться к увеличению фонда заработной платы.

"Практически все вопросы текущей пенсионной повестки предложения второго чтения закрывают", - заявил ТАСС замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Владимир Назаров.

Напомним хронологию событий. 19 июля Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменениях в пенсионной системе, предполагающий повышение возраста выхода на пенсию в 65 лет для мужчин и в 63 года для женщин.

Внесенный правительством законопроект вызвал широкий резонанс в обществе. В ряде регионов прошли акции протеста. Публикация итогов первого обсуждения сильно сказалась на рейтингах всех институтов власти. Однако Спикер Госдумы Вячеслав Володин, который ввел в практику работы седьмого созыва открытое и широкое обсуждение резонансных вопросов, решение которых предстоит палате в середине августа предложил провести общественные слушания.«Совершенно очевидно: если мы не займемся решением вопросов совершенствования пенсионной системы, в перспективе нас ждут большие проблемы в этой сфере», — заявил Володин в преддверии слушаний.Его слова подтверждались серьезными цифрами. Так стало очевидно, что если ничего не менять, то дефицит Пенсионного фонда будет увеличиваться. Чтобы его погасить уже в ближайшем будущем из федерального бюджета пришлось бы расходовать почти в 2 раза больше средств, чем сейчас. При таких расходах решить задачи по увеличению пенсий до среднего показателя 20–25 тысяч рублей было бы просто невозможно. В противном случае рост пенсий велся бы за счет сокращения финансирования других сфер — образования, здравоохранения, социальной сферы, развития инфраструктуры.

Заведующий кафедрой прикладной экономики МГИМО Михаил Столбов в интервью «Политаналитике» заявил, что такая ситуация имеет свою предысторию:

– Я даже не могу сходу вспомнить год, когда бюджет Пенсионного фонда был бы профицитен. Всегда требовался какой-то бюджетный траснферт.

На протяжении последних лет ситуация становилась всё более напряженной. Если раньше речь шла о десятках миллиардах рублей для того, чтобы компенсировать эти разрывы между доходами и расходами ПФР, то в последние три года это уже сотни миллиардов рублей. А в этом году первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов озвучил показатель в триллион рублей.

Очевидно, в дальнейшем эти показатели при нынешнем положении дел будут только расти. И где-то в интервале 5–10 лет мы бы вполне могли получить дефицит одного только Пенсионного фонда, сопоставимый с довольно опасными показателями бюджетной устойчивости по всей системе в целом. Это порядка минус 5–7% от ВВП. При нынешних показателях ВВП, это 4,5 – 5 триллионов рублей: довольно чувствительная сумма. А если вспомнить о не самой благоприятной внешнеэкономической ситуации, то становится очевидной необходимость серьезных преобразований. Короче говоря, пенсионную реформу нужно в том или ином виде проводить.

После этого в Госдуме состоялись большие парламентско-общественные слушания по совершенствованию пенсионного законодательства. Интерес к событию проявили министры, депутаты, профсоюзные лидеры, представители экспертного сообщества, гражданские активисты да и просто неравнодушные граждане. Достаточно сказать, что интернет-трансляцию слушаний посмотрели более 500 тысяч россиян.

Спикер Вячеслав Володин заявил, что обсуждение длилось более четырех часов. Депутаты прервали отпуска и посвятили себя обсуждению этого очень важного, ответственного вопроса.

Позицию правительства представил министр труда и социальной защиты Максим Топилин. Он пообещал юридически зафиксировать гарантию повышения пенсий и заверил, что все расчеты будут прозрачными, «всё будет видно и положено на бумагу». Министр назвал повышение ставок страховых взносов в Пенсионный фонд неправильным решением: в этом случае российская экономика может уйти в теневой сектор. По его словам, принятые весной решения по фиксированным страховым взносам дают «возможность балансировать, в том числе и бюджет ПФР».«В сегодняшней демографической ситуации те вопросы, о которых я сказал, встанут перед любым правительством любой идеологической направленности. Такое решение должно было бы принять любое правительство, которое находится сегодня у власти, в силу тех экономических реалий, о которых я сегодня сказал. Можно спорить о сроках, механизмах, других формах социальной поддержки», — заявил участникам слушаний глава Счетной палаты Алексей Кудрин.Председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков, в свою очередь, высказался против пенсионного референдума. Решать вопрос о пенсионном возрасте на референдуме некорректно — это слишком тонкий вопрос для плебисцита, считает Шмаков. Он отметил, что развитие пенсионной системы в России — сложная тема, и ее нужно рассматривать в комплексе, а не дробить на отдельные аспекты.

Накануне слушаний генсовет «Единой России» на совместном заседании с советом руководителей фракций предложил отменить пенсионные преференции для членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, сохранить существующие региональные меры соцподдержки для мужчин, достигших 60 лет, и женщин, достигших 55 лет, назначить накопительную пенсию застрахованным лицам — мужчинам, достигшим 60 лет, и женщинам, достигшим 55 лет.

Также единороссы предлагают включить в действующие государственные программы дополнительные меры по повышению квалификации лиц предпенсионного возраста, предусмотреть досрочное установление страховой пенсии по старости лицам, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 42 и 37 лет (мужчины и женщины соответственно), сохранить действующие условия назначения пенсий для коренных малочисленных народов Севера.

По мнению политтехнолога Дмитрия Фетисова, которое он высказал нашему порталу, организаторов слушаний следует поблагодарить за то, что они дали слово представителям практически всех экспертных институтов. Это позволяет назвать слушания экспертными, считает Фетисов, особо выделяя речь Кудрина:

– Глава Счетной палаты показал, что готов не прятаться (как многие политики) от этой непопулярной темы. Активно поработал над ней, это было видно из его выступления. Тем более, подготовился так, чтобы всё это выглядело наглядно: представил графики.

В целом, выступление Кудрина можно назвать, пожалуй, одним из самых сильных по содержанию на сегодняшних слушаниях. Хорошее владение цифрами, понимание проблемы, понимание путей ее решения – всё это продемонстрировал Кудрин.

Глава политической экспертной группы, политтехнолог Константин Калачёв также указывал на эффективность думской площадки:

– Была продемонстрирована коалиция в поддержку реформы. Работодатели, представители гражданского общества, ведущие экономисты, партия ЕР, законодатели и правительство – все за концепцию. Остается обсудить детали. Было подчеркнуто, что есть еще месяц: предложения, дискуссия, работа над поправками, проработка деталей и новых аргументов ведется.

 

 

По итогам слушаний политолог Аббас Галлямов поделился с нашим порталом впечатлением, что у противников реформы аргументов гораздо меньше, чем у ее сторонников:

– На уровне формальной логики, цифр, графиков – аргументы сторонников повышения пенсионного возраста на порядок сильнее, чем у его противников. Но значит ли это, что сторонники реформы обязательно победят в борьбе за общественное мнение? Не факт! Потому что они оперируют макроэкономическими категориями – говорят о бюджете, о дефиците, о рынках труда, о таких масштабных вещах. Они совершенно не рассуждают на уровне простого человека.

Единственным, кто продемонстрировал способность говорить в этой логике, стал Зюганов: свои навыки политические в этом смысле он еще не подрастерял. Он говорил именно с позиции простого человека, которого лишили дохода, на который он рассчитывал. А все эти макроэкономические расклады его не интересуют. Большинство избирателей у нас оценивают ситуацию именно в этой плоскости, гораздо более эмоциональной.

Эти слушания зафиксировали победу сторонников повышения пенсионного возраста на рациональном, логическом уровне, но не более. Это, конечно, важно, но это не означает окончательного триумфа.

Парламентские слушания не ставили своей целью выработку окончательного решения вопроса. Тем более, что до второго (основного) чтения оставался еще запланированный месяц, за время которого, как предполагалось собрать поправки. Главное было запустить процесс обсуждения.

Спустя неделю 29 августа президент Владимир Путин в своем телеобращении предложил ряд своих поправок, поставив определенную реперную точку в дискуссии. В частности глава государства предложил сократить возраст выхода на пенсию для женщин до 60 лет.

По мнению проректор Академии труда и социальных отношений, экс-замминистра Минздрава РФ Александра Сафонова это наиболее важная поправка. «Это обусловлено тем, что женщины выполняют очень важную функцию, связанную не только с воспитанием собственных детей, но и ухаживают за внуками", - сказал он, добавив, что женщинам также часто приходится ухаживать за потерявшими трудоспособность мужьями.

Еще одна важная поправка к документу связана с возможностью оформления пенсии на полгода раньше для тех, кто должен был выйти на пенсию в ближайшие года. Потому что во странах повышение пенсионного возраста происходило постепенно по несколько месяцев в год и не затрагивало тех, кто должен был выйти на пенсию в ближайшие пять лет, пояснил Сафонов.

Кроме того, право досрочного выхода на пенсию президент предложил ввести для многодетных матерей.

«Если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей, — на четыре года раньше. А для женщин, у которых 5 и более детей, всё должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет», — заявил Путин.

Также глава государства предложил создать специальную программу по повышению квалификации для граждан предпенсионного возраста. Она будет финансироваться из федерального бюджета.

Размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста увеличится более чем в два раза — с 4 тысяч 900 рублей, как сейчас, до 11 тысяч 280 рублей с 1 января 2019 года; период выплаты составит один год.

Для коренных малочисленных народов Севера сохранятся действующие условия назначения пенсий.

Неработающие пенсионеры, живущие на селе, получат 25-процентную надбавку к пенсии (при условии не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве).

Стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, снизится на три года. Для женщин до 37 лет, а для мужчин до 42-х.

До завершения реформы пенсионной системы сохранятся все федеральные льготы, действующие на 31 декабря 2018 года (по налогам на недвижимость и землю).

Политолог Ростислав Туровский в интервью Политаналитике отметил, что пенсионная реформа — одно из самых сложных решений, принимавшихся российскими властями в 21 веке:

– Период сомнений и неопределенности уже успел обернуться некоторым нарушением обратной связи в отношениях власти и общества, что было зафиксировано социологами. Поэтому здесь требовалось авторитетное мнение лидера страны, причём, именно и только по данному вопросу.

Время было выбрано точно — перед началом осеннего политического сезона и региональными выборами. Содержание тоже было выверено — смягчение первого варианта реформы, конкретизация различных льгот. И важно также то, что президент не уходит от непопулярного вопроса, а, напротив, стремится выступить в роли разъясняющей и принимающей при этом окончательное решение стороны, как этого и следовало ожидать от наиболее популярной и значимой фигуры в российской политике.

По мнению политолога Антона Хащенко, в выступлении Владимира Путина прозвучали ответы на самые острые вопросы, которые задавались людьми в связи с предложенными изменениями в пенсионной системе. Его комментарий нашему порталу:

– Там был весь спектр вопросов, начиная от мер по защите увольняемого работника до того, что делать самому гражданину при потере работы; от проблем тех категорий граждан, которые заняты на вредных производствах, до пенсионного возраста для женщин и так далее. Все эти вопросы с момента внесения законопроекта активно задавались и обсуждались. Предложения поступали в виде соответствующих заключений из регионов и дискутировались в рамках недавних парламентско-общественных слушаний.

Более того, слушания в Госдуме позволили перевести разговор в конструктивное русло, ведь Владимир Путин внимательно следил за этой дискуссией, анализируя предложения и отбирая наиболее эффективные из них. Так что, со всей определенностью можно сказать: парламентские слушания – важный фактор формирования конкретных мер, прозвучавших в сегодняшнем выступлении президента.

Директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ Александр Пожалов оценил степень влияния на предложения президента парламентских слушаний и партийных инициатив:

В течение двух месяцев кабинет придерживался максимально твердой позиции. В этом смысле озвученные предложения президента – это скорее отклик, в том числе и на идеи «Единой России», и на мнение различных экспертов, представителей профсоюзов, левых партий. Широкий комплекс вопросов, который сегодня президент предложил скорректировать в законопроекте, так или иначе звучал и на парламентских слушаниях, и на мероприятиях ЕР и ОНФ. Так, к особому льготному возрасту выхода на пенсию для многодетных семей, к зависимости возраста выхода на пенсию от количества детей в семье, к расширению льгот для многодетных семей призывали и на слушаниях, и в ОНФ, и в Общественной палате.

Президент отреагировал с одной стороны, на запрос общества, которое требовало разъяснения реформы. Он показал, что власть не только руководствуется бюджетно-финансовыми аргументами, но и полностью представляет себе, какие опасения возникают у разных групп общества в связи с этой реформой. Всё это президент озвучил, проявив фактически солидарность с обществом.

С другой стороны, Путин отреагировал на многие содержательные предложения со стороны экспертов и политиков. Можно сказать, что он подытожил широкую общественную дискуссию вокруг пенсионной реформы. И я думаю, что здесь немаловажной оказалась роль парламентских слушаний. Именно обсуждение в ГД позволило структурировать эти разные предложения по изменению законопроекта и направить само обсуждение в конструктивное русло.

Теперь перед правительством стоит задача подвести финансовое обоснование под эти изменения. Придется найти дополнительные резервы для того, чтобы обеспечить обещанный уровень повышения пенсий, одновременно реализовав дополнительные смягчающие меры. Несомненно, президент позаботится о том, чтобы кабинет выполнил поставленную перед ним задачу. Можно ожидать, что его рейтинги вернутся к прежнему уровню. Фактически президент взял на себя ответственность за разъяснение этой реформы. Он показал, что слышит самые разные группы общества и успокоил людей.

Среди поправок, которые также поступили в Госдуму ко второму чтению стоит отметить предложение по наказанию работодателей, которые будут ущемлять или увольнять работников предпенсионного возраста. Их 10 сентября внес в нижнюю палату Владимир Путин.

В пояснительной записке отмечалось, что изменение пенсионного возраста создает «опасность необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованного увольнения лиц, достигших предпенсионного возраста». В частности, по мнению президента, необходимо ввести ответственность работодателя (вплоть до уголовной) за безосновательное увольнение или отказ в приеме на работу лиц предпенсионного возраста. Такие поступки работодателей будут караться штрафом до 200 тысяч рублей или обязательными работами на срок до 360 часов. При этом под предпенсионным возрастом понимается возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости.

Правда ряд экспертов считает нецелесообразным введение уголовной ответственности, потому что работодатели при желании всегда смогут найти повод, чтобы уволить сотрудника.

Еще одной поправкой, которую уже поддержал комитет Госдумы по бюджету и налогам, стало предложение ряда депутатов включить в доходы бюджета Пенсионного фонда конфискованных средств коррупционеров.

Документ относит к доходам бюджета ПФР с 2019 года денежные средства, конфискованные в рамках борьбы с коррупцией, а также полученные от реализации конфискованного имущества, приобретенного в результате совершения коррупционных правонарушений. Федеральное казначейство по просьбе разработчиков законопроекта спрогнозировало возможные поступления таких денежных средств в 2019–2024 годах в объеме 1,8 миллиарда рублей, пояснял на предыдущей неделе один из его авторов, первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" Андрей Исаев.

Все это постепенно успокоило первоначальную негативную реакцию на пенсионную реформу. Так, согласно результатам опроса, опубликованного 5 сентября Всероссийским центром изучения общественного мнения, 55% респондентов не верят в вероятность выступлений в их населенном пункте против изменений в пенсионном законодательстве.

Опрос также показал что 66% россиян сейчас скорее не допускают своего участия в акциях против пенсионных изменений; в конце июля эта доля составляла 59%.

Остается добавить, что до 1 января 2019 года, когда планируется начать реализацию пенсионной реформы, в целом сформированный документ еще претерпит ряд изменений. Однако можно с уверенностью сказать, что начатая Госдумой дискуссия и возможность аккумулировать и рассмотреть разносторонние поправки к законопроекту, являются гарантией того, что столь необходимая стране реформа пройдет с учетом мнения самого широкого круга людей, которых она коснется.