Показательно образцовые выборы в Москве и надуманная проблема явки

Показательно образцовые выборы в Москве и надуманная проблема явки

4 сентября 2018 г. 19:29

До выборов московского мэра остается чуть больше недели. Эксперты говорят о высоком уровне подготовки властей города к предстоящему волеизъявлению граждан. По мнению члена Мосгоризбиркома Дмитрия Реута, на этот раз явка будет выше, чем на прошлых выборах 2013 года. Это связано, в частности, с тем, что раньше избиратели не имели возможности проголосовать, если были за городом, в отпуске. на каникулах. В основном это касалось дачников. Но впервые на выборах мэра Москвы будет применяться "мобильный избиратель", который позволяет любому москвичу, где бы он ни находился, в независимости от того, на каком именно московском избирательном участке, принять участие в выборах. Для этого достаточно написать заявление.

Эксперты отмечают, что серьезную роль на повышении явки сыграет создание 209 дачных избирательных участков. Кроме того, время голосования было продлено до 22.00. Теперь можно, с одной стороны, успеть приехать с дачи и проголосовать, с другой стороны, можно проголосовать и за городом.

По последним данным, 30 тысяч человек в Москве выписались для голосования на загородных участках. Но на самом деле потенциальное количество избирателей-дачников больше. Социальные службы говорят, что порядка 250 тысяч москвичей на лето уезжают на дачу и возвращаются только с наступлением холодов. В основном это люди преклонного возраста. Также транспортники приводят цифру, что до 3 миллионов москвичей ездят на дачу каждую неделю. Именно на такое количество избирателей и рассчитана эта программа. На практике известно, что люди чаще всего подают заявления в последний день. Но и тридцать тысяч – уже немало. В общем, идея «дачного» голосования оказалась чрезвычайно востребованной.

Эксперты отмечают, что в нынешней избирательнойкампании хватает острых ситуаций. Как пример, история с кандидатом Балакиным. Сначала он выдвинулся, представил документы для регистрации, потом трое депутатов заявили, что просят не учитывать их подписи. Москоризбирком отказал ему в регистрации, Балакин это решение обжаловал. Суд его восстановил. Потом с этим не согласился калидат в мэры от ЛДПР Михаил Дегтярев. В общем, интрига налицо.

Но надо подчеркнуть, что все участники избирательного процесса конструктивно относятся к организации выборов и своему участию в них, осознают свою гражданскую ответственность перед городом и обществом. Это играет положительную роль.

Политтехнолог Константин Калачёв считает, что кампания по выборам мэра Москвы особыми скандалами и нарушениями не сопровождалась:

– В принципе, все приличия соблюдены. Трудно найти какие-либо нарушения по ходу кампании, и день выборов тоже будет без нарушений. Кампания носит позитивный характер. Кто-то скажет, что не хватает конкурентности, но когда есть заведомый лидер, когда сценарий референдумный, это неизбежно.

По поводу явки. Я думаю, что многое будет зависеть даже от погоды. Все необходимое даже для информирования москвичей о том, когда проходят выборы, где они могут проголосовать, было сделано. Вопрос, сколько добавит реализация проекта «мобильный избиратель». 209 избирательных участков – не так мало. Но очевидно, что если в выходные будет хорошая погода, многие поедут на дачу. Будем предполагать, что «мобильный избиратель» сработает как планировали его инициаторы.

Второе – это та серия разного рода мероприятий, которые должны стимулировать интерес к выборам. Например, флайеры молодежи, позволяющие после выборов пройти на концерты звезд российской эстрады.

В последнюю неделю кампания наберет новые обороты. Понятно, что будет сделан рывок, который актуализирует тему выборов и за счет тотального информирования и за счет того, что оппозиционные кандидаты имеют возможность провести мобилизационные мероприятия, партийно-политическую мобилизацию сторонников КПРФ, ЛДПР и СР.

Я думаю, что вряд ли коммунисты или «справедливоросы» откажутся от партийной мобилизации, это тоже может как-то сыграть. Тем более, что все имеют доступ к медийным ресурсам, есть еще соцсети, база своих избирателей. Сколько вариантов того, что кандидат от партии могут поработать на мобилизацию! Так что явка может быть приличная. И даже если она будет меньше прогнозируемого, это не повод ставить под сомнение волю большинства.

Политолог Ростислав Туровский подчеркивает, что уровень и качество организации избирательной кампании в Москве заметно выросли по сравнению с выборами 2013 года:

– Важно, конечно, что за этот период улучшилось и само отношение москвичей к Собянину - появились реальные результаты и достижения, вызывающие однозначно позитивную реакцию горожан. В то же время ожидать очень высокой явки не приходится, причём по разным причинам - часть горожан удовлетворена ситуацией и может посчитать, что необходимости тратить время на выборы нет. Другие могут не прийти на выборы, посчитав, что на них нет достойных кандидатов, но это в первую очередь относится к небольшому сегменту либеральной оппозиции. Мне тема явки представляется несколько надуманной – в мегаполисе явка никогда не бывает высокой, такова особенность его политической культуры. В то же время приемлемый уровень явки не менее 30 процентов может быть обеспечен и за счёт активности сторонников мэра, причём сторонников искренних, а не мобилизованных административными методами. Тем самым проблем с легитимностью выборов в городе не предвидится, равно как и значимых протестов по их итогам.

По мнению политолога Александра Пожалова, яркая отличительная особенность этих выборов то, что кампания проводится интенсивно и содержательно с точки зрения штаба Собянина и самим Собяниным, отличаясь в лучшую сторону от выборов 2013 года:

– В 2013 году штаб Собянина вел его кампанию (как делают очень часто действующие руководители регионов), занимались не столько избирательной кампанией, сколько демонстрацией повседневной работы действующего мэра по исполнению своих полномочий. Сейчас видно другой стиль избирательной кампании Собянина. Это яркая, открытая кампания, имеющая содержательный стиль, который предполагает широкое общественное обсуждение различных разделов предвыборной программы, вовлечение лидеров мнений и соответствующих секторов, отраслей, внешних экспертов той или иной сферы для обсуждения городской проблематики. В течение лета Собянин проводил встречи с экспертами в сфере образования, здравоохранения, с представителями культуры по поводу различных аспектовгородской политики. Сделанные на этих встречах предложения легли в основу корректировок программы действующего мэра.

Другое отличие в том, что если на прошлых выборах штаб Собянина продвигал прежде всего программу развития Москвы в целом, то сейчас сделана ставка на локализацию этой программы. Не случайно Собяниным была предложено программа "Мой район". По сути это 146 специальных адресных программ развития для каждого городского района. Несомненно, в ближайшие годы городская власть будет уделять повышение внимание развитию периферийных, спальных районов, где живет подавляющее большинство москвичей.

За первые годы работы Собянина в нынешней должности был запущен целый ряд городских проектов, существенно преображен исторический центр города. Видно, что на ближайшее время городская власть будет создавать условия для комфортного проживания в каждом районе, а не только в историческом центре столицы.

В этот раз ставка делается на адресное обращение к избирателям, проживающим на самых разных территориях – это то, что отличает эту кампанию от прошлой. И более того, ни у кого из оппонентов по сути не нашлось возможностей и профессионализма для того, чтобы адресные городские проблемы обсуждать в привязке к интересам районов. Оппоненты говорят в целом про общегородской уровень управления, про общегородские проблемы, тогда как москвичей гораздо больше волнует кто как эти общегородские задачи детализируются там, где они проводят большую часть своего времени.

Этот содержательный разговор Собянина дал многое всей системе городского управления с точки зрения обратной связи с горожанами и стал пищей для размышления о направлениях городской политики в ближайшие 5 лет.

Третье, что бросается в глаза – максимально выверенная чистота кампании, очень высокая активность по информированию москвичей всеми доступными и весьма креативными способами. Сейчас можно сказать, что городская избирательная комиссия и штаб Собянина отработали по полной программе.

Какой окажется явка – это другой вопрос. Но с точки зрения организации выборов и проведения информационно-разъяснительной работы здесь был сделан максимум возможного. Это и продление работы участков, и «мобильный избиратель». Важную роль сыграло решение открыть дачные участки. Даже не так важно, сколько людей проголосует именно на них. Важнее, что дачные участки позволили Мосгоризбиркому провести информационную работу с населением.

Конечно, на понижение явки играет ситуация с пенсионной реформой. Первый эмоциональный всплеск прошел. Те силы, которые пытались протестовать, показали свою организационную недееспособность. Здесь надо учесть, что для Москвы повышение пенсионного возраста является менее острой социальной проблемой, чем для других регионов. Москва и по демографическим характеристикам, и по состоянию рынка труда, на много больше готова к пенсионной реформе, чем иные субъекты РФ.

По поводу явки могу сказать следующее: разговор о том, что тот или иной процент явки избирателей повышает или понижает легитимность выборов и результаты победителя – это ложная дискуссия. Напрямую впервые так активно критиковать избирательную систему за снижение явки начали на выборах в ГД в 2016 году. Тогда это было связано с тем, что, с одной стороны, вся оппозиция (включая и несистемную), была допущенна к выборам и у всех были равные возможности. Несистемная оппозиция во многом и стремилась перевести внимание от разгромных результатов на проблему явки как таковой; создать иллюзию того, что избранные органы власти при не очень высокой явке якобы менее легитимны, чем органы власти, сформированные при высокой явке. Это ложный посыл, поскольку нет никакой прямой корреляции ни между уровнем конкурентности и уровнем явки, ни между самой величиной явки и уровнем легитимности избранных органов власти.

Высокая конкуренция не влечет высокой явки. Это доказали выборы мэра Москвы в 2013 году. Они были конкурентными, яркими, активную кампанию вел Навальный (мобилизовавший вокруг себя весь либеральный электорат). Однако явка была невысокой – 32%, одна из самых низких на выборах в Москве за долгое время. Я жду явку от от 25 до 35%. И она будет нормальной во всех случаях.