Навальный и "Ведомости": партийная организация и партийная литература

Навальный и "Ведомости": партийная организация и партийная литература

28 августа 2018 г. 14:57

Максим Соколов

Между освободителем А. А. Навальным и освободительной газетой "Ведомости" произошла ужасная распря, сопровождающаяся бранными словами.

Формальная причина распри заключалась в том, что газета не поспешила немедленно растиражировать очередное разоблачение, произведенное А. А. Навальным, а будучи спрошенной о причинах такой подозрительной нерасторопности, отвечала, что прежде, чем публиковать разоблачение, ей нужно разобраться в вопросе и произвести фактчекинг. Ответ, смысл которого заключался в том, что не все, исходящее от народного борца, является истиной в последней инстанции и проверка необходима, привел борца в гнев, и "Ведомости" были удостоены самых резких оценок: "Затянувшаяся драма захвата “Ведомостей” жуликами", "Проституирующие мурзилоиды", "Враньё и политико-медийный мухлёж" etc. В ответ бывшая главред газеты Т. Г. Лысова поименовала народного борца резинотехническим изделием № 2, затем к спору подключились другие, и полемика достигла необычайных высот.

На первый взгляд, такая скандальность необъяснима. А. А. Навальный не любит действующую власть, газета "Ведомости" тоже ее не жалует. Казалось бы, свой своему поневоле брат, а если между братьями даже и возникают тактические разногласия, их можно разрешить келейно, не вываливая всю роскошь наружу: "Сочтемся славою, ведь мы свои же люди, пускай нам общим памятником будет построенный в боях либерализм". А вместо этого – коммунальная свара в жанре Вороньей Слободки.

Тем более, что если редакция газеты вместо того, чтобы с криком "Срочно в номер!" хвататься за разоблачение, сделанное борцом, тянет, ссылаясь на какой-то фактчекинг, она вредит только самой себе. А это уже не есть забота А. А. Навального: не твоя печаль чужих детей качать. Ведь в смысле охвата аудитории "Ведомости" опережают А. А. Навального разве что в Фейсбуке - 782 794 подписчика против 408 463. Но не Фейсбуком единым жив человек. В твиттере число подписчиков Навального без малого 3 миллиона против менее чем 800 тысяч у "Ведомостей", а в ютьюбе превосходство Навального и вовсе подавляющее - 2 213 037 подписчиков против 8 904, в 250 раз.

Если верить этим цифрам (а как не верить? – не может же команда А. А. Навального накручивать счетчики), тогда оппортунизм газеты для дела борьбы нимало не опасен. Миллионы пользователей и так разнесут по всей стране слово правды. Между тем, поведение борца описывается фразой "Оленя ранили стрелой». Что удивительно.Но удивления будет меньше, если вспомнить реальную схему, по которой работает народный борец. Эта схема трехтактная:

а) поступление разоблачительного материала: по версии Навального – от его Фонда борьбы с коррупцией; по мнению многих иных – от заказчика на размещение;

б) усиленное тиражирование материала оппозиционной прессой – в том числе и "Ведомостями" (до последнего времени);

в) укрепление репутации народного борца с получением от этого различных материальных благ.

Трудовые усилия самого борца минимальны и сводятся к литобработке первоначальной рыбы, чтобы сделать стиль максимально гопническим – примерно, как блатари разговаривают с фраером. Судя по корпусу текстов А. А. Навального, а равно по его манере полемики, это не представляет для него особенного труда. Главную же работу совершенно бесплатно производят освободительные СМИ (такт "б"). После чего следует сбор урожая (такт "в"), с которым он никем не делится – и уж точно не делится с СМИ.

Конечно, в сей жизни не бывает так, чтобы в схеме была одна только приятность. Для поддержания схемы А. А. Навальный периодически оказывается в арестном доме на срок от 15 до 30 суток – затем, впрочем, он компенсирует эти неудобства последующим заграничным отдыхом и прочей чашей жизни. В остальном же – "Не нужно ни дров, ни лучины, и живу я без всякой кручины».

И тут редакция "Ведомостей" – в общем-то не самой последней российской газеты – начинает взбрыкивать. Как сообщил главный редактор газеты И. В. Булавинов: "Мы будем делать это (информировать читателей. – М. С.) так и тогда, как и когда сочтет необходимым и правильным редакция, а не как и когда того бы хотелось (или не хотелось) акционерам, чиновникам или оппозиционным политикам». То есть "Тень, знай свое место".

Но это значит, что прежнее безусловное – и бесплатное – обслуживание кормовой схемы А. А. Навального отныне оказывается условным. "Хотим – публикуем, не хотим – не публикуем». Но заказчики (если они, конечно, существуют) этого не поймут. "Мы предоставили материал для размещения, а теперь выясняется, что СМИ то ли будут его тиражировать, то ли не будут. Так мы не договаривались". Кстати, бешенство народного борца ставит под сильный вопрос достоверность приводимых им цифр числа подписчиков – ибо выясняется, что без услуг тех же "Ведомостей" он выпадает в безвестность и не может выполнять свои обязательства.

Когда "Добрая Машина Правды" (с) А. А. Навальный начинает чихать, сбоить и вот-вот заглохнет, никакие выражения не покажутся чрезмерно сильными для характеристики "проституирующих мурзилоидов». Ибо с поломкой Доброй Машины пропадает и добрая кормежка.

Другой вопрос, стоило ли выражать свое негодование столь публично и в столь простодушной манере. Но, вероятно, при отстаивании ленинских принципов партийной организации и партийной литературы – "Долой литераторов беспартийных!" – лучше пересолить, чем недосолить.