Российская парламентская дипломатия: новое качество международного сотрудничества

Российская парламентская дипломатия: новое качество международного сотрудничества

7 июня 2018 г. 11:00

Александр Коньков – директор Международного аналитического центра «Rethinking Russia»

4–5 июня 2018 года в Москве состоялся первый Международный форум «Развитие парламентаризма». В нём приняли участие более 500 человек из 96 стран мира. По сути, форум воплотил в себе интеграцию актуального формата глобального взаимодействия – парламентской дипломатии, которая в последние годы стала играть особую роль. Это отнюдь не новая форма международного сотрудничества, однако именно в нынешних условиях роста нестабильности и конкурентности на мировой арене парламентская дипломатия оказалась весьма востребована.

Центром «Rethinking Russia» было проведено исследование феномена парламентской дипломатии в системе современных международных отношений. К окончанию форума «Развитие парламентаризма» нами был выпущен доклад «Парламентская дипломатия и её роль в современной политике», где не только рассматривается общемировая практика, но и анализируются усилия, предпринимаемые Россией по наращиванию своих соответствующих возможностей.

То, что Россия идёт в авангарде «дипломатизации» парламентской деятельности, активизации парламентских усилий на международном треке, демонстрирует не только поиск новых инструментов продвижения своей позиции, но и очевидное чувство времени, в котором от представительной ветви власти разных стран требуется всё более широкая повестка представления мнений и оценок избравших её людей.Как отметил в ходе открытия форума Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин: «В мире, в котором начинает преобладать политика односторонних санкций и рушатся межгосударственные отношения, депутаты могут помочь сохранить доверие и связь между народами». Очевидно, что доносить позицию рядовых граждан различных государств о нежелании войн и стремлении к взаимному уважению и добрососедству уже мало кому удаётся, и парламентарии, которых они избирают, не могут этого не констатировать.Возведение новых барьеров в мировой политике идёт вразрез с экономическими и социальными процессами, а значит, противоречит базовым интересам современных обществ. Парламентская дипломатия – это инструмент, который может уверенно противостоять расширению санкционной тирании, будучи подкреплён не только здравым смыслом, но и волей избирающих свои парламенты людей.

Вопросы, которые были поставлены в ходе Международного форума «Развитие парламентаризма», не столько обозначили глубину противоречий в современном мире, сколько выявили новое измерение для их дальнейшего разрешения.

Парламентаризм выходит за рамки устройства демократической власти или качественной характеристики национальных политических особенностей: теперь это самостоятельный игрок в системе глобализации, способный уравновесить усилия тех, кто склонен злоупотреблять негосударственной природой и расшатывать суверенитеты.

Парламенты сочетают черты, которые присущи дипломатии официальной (легитимный статус) и дипломатии общественной (трансляция общественных настроений и интересов, экспертных оценок), и, будучи проявляемыми совместно, эти качества производят значительный синергетический эффект в обмене мнениями и выработке совместных решений на международных площадках.

С учетом обострения и поляризации традиционной системы международных отношений и жесткой обособленности инструментов официальной дипломатии, всё чаще опирающейся на оказывающиеся более конкурентоспособными механизмы общественной дипломатии, мировая политика активно нуждается в инновационных форматах ведения диалога. Парламентские инициативы обладают высоким потенциалом консолидации государственных усилий по формированию объективного представления о России в зарубежном информационном пространстве и общественного запроса на трансляцию существующих мнений и оценок по актуальным международным проблемам.

Лучшими практиками парламентской дипломатии уже являются помощь в разрешении конфликтов, поддержание связей с политическими силами в государстве, дипломатические отношения с которым находятся в кризисе, формирование если не позитивного, то более взвешенного и объективного представления о своей стране, влияние на общественное мнение за границей.

Эксперты увязывают усиление парламентской дипломатии с конституированием новых нетрадиционных акторов международных отношений из числа неправительственных организаций, транснациональных корпораций, глобальных городов, фондов, научно-исследовательских центров и др.

Особым образом в прежние годы вопрос об институциализации парламентской дипломатии в Российской Федерации никогда не ставился. Само понятие периодически звучало как в высказываниях отдельных депутатов, так и в оценках СМИ, освещающих международные контакты парламента. Все свои семь созывов Государственная Дума играет важную роль в проведении внешней политики России, развитии международных связей в различных сферах и на различных институциональных уровнях, однако именно в последние два года эта работа приобретает заметный системный характер.

Обе палаты Федерального Собрания упомянуты в утверждённой Президентом Путиным 30 ноября 2016 года Концепции внешней политики Российской Федерации, где на них, помимо законодательного обеспечения внешнеполитического курса страны и выполнения международных обязательств Российской Федерации, возложена задача как раз способствовать повышению эффективности парламентской дипломатии.

Для налаживания диалога Российской Федерации со всеми партнерами, включая тех, с которыми в данный момент отношения находятся на крайне низком уровне, необходимо в полной мере использовать потенциал парламентской дипломатии. Вопросы санкций и иные проблемные аспекты могут обсуждаться парламентариями, многие из которых имеют и дипломатический опыт, а также определенный мандат от населения в плане налаживания отношений с партнерами.

Международный форум «Развитие парламентаризма» стал закономерным этапом инструментализации соответствующей работы Государственной Думы с парламентами других стран. По сути, становясь регулярным механизмом глобального межпарламентского диалога, форум формирует новую парламентскую идентичность современных международных отношений – комплексных, противоречивых, далеко не всегда стабильных, но представляющих чрезвычайную важность для каждой страны и каждого избирателя.

Завершился форум принятием Декларации, в которой выделяются обширные направления перспективного межпарламентского сотрудничества, включая деэскалацию напряжённости в международных отношениях, поддержку процесса становления полицентричного справедливого миропорядка, сотрудничество при формировании общих правил и единых стандартов обмена информацией и её защиты и при внедрении цифровых технологий. Особым образом в Декларации форума «Развитие парламентаризма» осуждается политика санкций – практика «применения в обход ООН, в том числе в отношении парламентариев и средств массовой информации, односторонних ограничений и иных репрессивных мер как противоречащих международному праву, духу парламентаризма и подрывающих основы взаимного доверия».

Инициативы Государственной Думы по участию во внешнеполитической деятельности крайне востребованы не только избирателями, которые хотят иметь прямые инструменты донесения собственных позиций до международных акторов, но и внешней средой. Организация парламентских мероприятий по обсуждению актуальных вопросов мировой повестки, участие депутатов в международных конференциях, выступления в зарубежных СМИ – всё это способствует большей открытости и ясности российской позиции по различным вопросам мировой повестки.

Интерес к российским парламентариям всегда остаётся на высоком уровне, и на их мнения ориентируются в восприятии России и российской политики во многих уголках мира. Развитие и совершенствование этой работы и формируют ядро самодостаточной, активной, эффективной парламентской дипломатии России в современном мире.

Парламентское сотрудничество на международном уровне стало неотъемлемой частью российской политики, результатом ориентации внешнеполитической стратегии России на принципы «мягкой силы» и расширение пространства стратегической коммуникации с внешним миром. Планка задана высокая: крайне важно теперь, чтобы российская парламентская дипломатия и далее развивала заявленную повестку на мировой арене.