Интервью Путина, выборы московского мэра и ОНФ в поисках своего "я"

Интервью Путина, выборы московского мэра и ОНФ в поисках своего "я"

5 июня 2018 г. 10:27

Обзор прессы 5 июня

Как сообщает "Российская газета", Владимир Путин дал большое интервью австрийской телерадиокомпании ORF. На вопрос про оппозиционера Алексея Навального глава государства заметил, что в России много бунтарей, как и в остальных странах. А завершил свой монолог риторическим вопросом "Зачем нам такие клоуны?"

В понедельник началось выдвижение кандидатов в мэры Москвы на выборах 9 сентября. Как выяснили «Ведомости», в кампании Сергея Собянина будет много общего с выборами Владимира Путина – высокая явка, соперник-бизнесмен и карнавализация выборов.

По сведениям "Коммерсанта", 13 июня «Общероссийский народный фронт» собирается обсудить с политологами, решение каких задач может взять на себя движение помимо контроля за исполнением нового майского указа президента. У экспертов, в частности, спросят о способах привлечения новых сторонников. Опрошенные изданием политологи полагают, что от способности ОНФ адаптироваться к новой повестке зависит будущее организации и ее роль в политике.

Вообще, в интервью российский президент охватил широкий круг актуальных проблем. Владимир Путин рассказал журналистам из Австрии об отношении России к Евросоюзу, долгой подготовке саммита с президентом США, фейковых новостях про Сирию, ответственности Украины за крушение малайзийского "Боинга", демократии в Крыму и своих фотографиях.

Говорили и о внутренней политике. На вопрос про оппозиционера Алексея Навального глава государства заметил, что во всем мире много людей, которые пытаются манипулировать сложностями и проблемами в обществе. Между тем, России нужны политики с позитивной повесткой. А если ничего не предлагается, тогда они людям неинтересны. "Если человек приобретает какой то вес у избирателя, тогда он становится фигурой, с которой должна общаться, договариваться либо вести диалог государственная власть. А если у той и другой политической силы уровень доверия измеряется 1, 2, 3 процентами либо сотыми долями процентов, то о чем мы тогда говорим? Тогда, пожалуйста, вот вам Саакашвили. Зачем нам такие клоуны?" - цитирует главу государства "Российская газета».

«Ведомости» узнали сценарий кампании по выборам мэра Москвы. Судя по всему, она будет повторять недавнюю президентскую кампанию.

Главным сходством станет борьба за явку: московские власти рассчитывают, что она будет на уровне 60%, рассказали «Ведомостям» два человека, близких к мэрии (на прошлых выборах мэра в 2013 г. явка составила 32%). Первым объектом особого внимания стали дачники. Сначала Мосгордума по инициативе мэра Собянина продлила время голосования с 20.00 до 22.00, чтобы на участки попали те, кто в воскресенье возвращается с дач. Затем депутаты позаботились о москвичах, которые останутся за городом: им в рамках системы «Мобильный избиратель» предложат голосовать на спецучастках в Подмосковье и других регионах. На выборах президента «Мобильный избиратель» позволил проголосовать по месту нахождения 4,8 млн россиян, явка по России составила 67,5%, в Москве – почти 60%.

По данным «Левада-центра», прийти на выборы сейчас готовы 54% москвичей (в июле 2013 г. таковых было 44%). В 2013 г. явку «сушили», и это сработало против Собянина: Алексей Навальный смог мобилизовать своих избирателей, напоминает человек, близкий к администрации президента: «Сейчас явка в 40% будет хорошей, в 50% – отличной». Впрочем, другой собеседник, близкий к администрации, говорит, что в Москве сильно поднимать явку нельзя, это создает угрозу протестного голосования: «Собянину достаточно получить больше, чем в 2013 г., можно даже при той же явке». За счет «Мобильного избирателя» явку удастся увеличить лишь на несколько процентов, но не радикально, говорит еще один собеседник, близкий к мэрии. Окончательный сценарий кампании будет согласован после новых назначений в администрации президента.

По сведениям "Коммерсанта", ОНФ находится в поиске своей новой роли на политической карте страны. "Общероссийский народный фронт" намерен спросить об этом экспертов, с которыми руководство фронта проведет специальную встречу. Приглашены 16 политологов. Среди них Олег Матвейчев, Дмитрий Гусев, Михаил Виноградов, Евгений Минченко, Константин Костин, Глеб Кузнецов. Также приглашение получат гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров и президент фонда «Общественное мнение» Александр Ослон.

На центральном штабе 31 мая движение определило свою приоритетную задачу — контроль за исполнением майского указа президента. Решено обновить формат работы: теперь ОНФ будет не только оценивать итоговые доклады правительства об исполнении поручений президента, но и заранее направлять предложения в Белый дом. На встрече с политологами обсудят, решение каких еще задач могло бы взять на себя движение, учитывая, что, по опросам общественного мнения, почти 45% граждан пока не определились со своим отношением к движению. Собственно, вопрос в том, как движению привлечь эти 45% неопределившихся.

«ОНФ правильно делает, что обращается к экспертам. Проект прошел серьезную эволюцию, но в данный момент находится на перепутье. Раньше ОНФ был инструментом давления на региональные элиты со стороны федералов; теперь актуальность такой задачи неочевидна», — заявил "Коммерсанту" политолог Евгений Минченко. По его мнению, сейчас «формируется политическая повестка на ближайшие шесть лет, и все игроки пытаются найти в ней свое место».

«Задача-минимум для ОНФ — это присутствие в повестке», — считает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. По его мнению, движению «нужно не исходить из тотального интереса общества к майскому указу, а отталкиваться от указа как повода для присоединения к наиболее чувствительным темам». Задача-максимум, по мнению Виноградова, - создать ожидания, что для коммуникации с властью обращение в ОНФ более результативно, чем привычные форматы писем в различные госучреждения: «Для примера можно взять Facebook-аккаунты крупных компаний и банков; в то время как горячие линии и другие службы работают всё более формально и явно дистанцированы и от звонящих, и от своих менеджеров, аккаунты в соцсетях всё больше ориентированы на запросы обращающихся и результативную коммуникацию».