Возвращение во власть

Возвращение во власть

17 мая 2018 г. 20:18

Госдума досрочно освободила Татьяну Голикову от должности председателя Счетной палаты. Представление об освобождении Голиковой внес Владимир Путин в связи с тем, что ранее премьер-министр Дмитрий Медведев предложил ей пост вице-премьера по социальной политике.

На рассмотрение президенту отправлен список кандидатур на пост главы Счетной палаты. В него вошли экс-министр финансов Алексей Кудрин (от "Единой России"), первый заместитель председателя комитета по госстроительству и законодательству Юрий Синельщиков (от КПРФ), аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров (от ЛДПР) и председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков (от "Справедливой России").

В Кремле уже получили этот список.

Между тем, эксперты считают вопрос практически решенным. С огромной долей вероятности должность займет Алексей Кудрин, который уже выдвинул четыре принципа своей работы на новом посту, подтвердив репутацию человека либеральных убеждений. Впрочем, некоторые эксперты утверждают, что для Кудрина Счетная палата, скорее, зигзаг в карьере, поскольку он претендовал на нечто большее.

Председатель Совета директоров Фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский, давший большое интервью телеканалу "Дождь", оценивает назначение Кудрина несколько иначе:

– В любом случае, это возвращение во власть, это возвращение на позицию во властной структуре да еще и в качестве первого лица. Это имеет большое значение. Одно дело - первое лицо на своем, может быть, и не самом широком участке работы. Другое дело - заместитель, помощник и так далее. Да, много говорилось, что у Кудрина большие амбиции, и рассчитывал он на другое. Но там много игроков, и, в конечном счете, баланс сложился таким образом.

Думаю, что Алексей Леонидович прекрасно понимал: если он и на этот раз отвергнет предложение вернуться на какую-то властную позицию, то следующего предложения может и не последовать. Потому что, в общем, за последние годы ему неоднократно поступали предложения подумать над тем или иным постом. И ни одно из них не принималось. В данном случае, взвесив все «за» и «против», Кудрин предложение принял.

А дальше многое зависит от него самого. У нас вес и значение того или иного института сильно зависит от того, кто им руководит. В обществе идет дискуссия о степени субъектности то Госдумы, то Правительства, то партии власти. Теперь, пожалуйста, можно развернуть дискуссию про субъектность Счетной палаты.

Надо отметить, что Счетная палата обладает достаточно значительным потенциалом. Но, вероятнее всего, Кудрин будет разумно использовать этот потенциал, не вступая в прямые конфликты. Он уже сказал, что будет много заниматься, например, темами повышения эффективности бюджетных расходов. Всё время у нас ищут деньги, в том числе на исполнение нового "майского" указа.

В общем, на посту главы Счетной палаты у Кудрина будут все возможности продемонстрировать свою административную эффективность. Думаю, он будет продолжать многие вещи, которые начала делать Голикова. В частности, попытается более эффективно реализовывать те новые полномочия Счетной палаты, которые за последние полтора года ей дала Госдума. Это, в частности, касается внебюджетных фондов.

Вероятно, Кудрин будет достаточно активно участвовать и в дискуссиях вокруг социальных реформ, поскольку, по сути, он являлся идеологом и планируемой пенсионной реформы, и изменений в налоговой системе. Хотя формально проводить реформу будет не он, но намеченные преобразования во многом основаны на тех подходах, которые он в свое время предлагал. Успешность этой пенсионной реформы будет сильно сказываться на политических перспективах Кудрина как одного из разработчиков. В общем, оценку его политических перспектив нельзя сводить только к работе в Счетной палате. Всё равно Кудрин будет восприниматься через призму этих социально-экономических реформ.

Вообще, если, например, предыдущее правительство формировалось почти сразу на шесть лет, то про нынешний кабмин такого не скажешь. Четвертый срок Путина объективно разбивается, как минимум, на два этапа. Первый – до 2022 г. В это время будет дан старт реформам, в том числе в социальной сфере. Они будут не очень популярны, они сделают основными оппонентами власти даже не столько, так называемых, «дремучих охранителей», сколько левых.

Первый этап закончится после выборов в Госдуму где-то на границе 2021–2022 года.Второй этап, 2022–2023 гг.: это уже подготовка к транзиту власти. Модели есть разные: например, модель, предложенная недавно Кадыровым, модель «Преемник», модель коллективного руководства и т.д. И вполне можно допустить (с учетом успешности реформ и полноты реализации нацпроектов), что правительство проработает меньше отведенного ему срока. В 2022 г. возможно обновление кабмина, причем достаточно существенное. Такой исход возможен, если правительство возьмет на себя весь негатив, возникший в обществе из-за реформ.

Очень многое зависит от того, как преобразования будут реализованы. Будут ли смикшированы социальные риски, справится ли политическая и партийная системы с задачами развития?

Мы до конца не понимаем, какой будет внешний контекст в ближайшие годы, будет ли он усугубляться или останется прежним. Много неизвестных. В общем, и позиция правительства в целом, и позиция Медведева, и позиция Кудрина в значительной степени зависят от результатов работы по итогам ближайших трех лет.