Выборы как национальный праздник

Выборы как национальный праздник

23 марта 2018 г. 14:30

Центризбирком опубликовал официальные итоги выборов президента. Победу одержал действующий глава государства Владимир Путин, набравший 76,69% голосов. За Путина проголосовали 56 миллионов 430 тысяч 712 избирателей.

Вторым стал кандидат от КПРФ Павел Грудинин, получив 11,77% голосов (8 659 206 россиян), третьим — Владимир Жириновский, набравший 5,65% голосов (4 154 985 избирателей). Телеведущая Ксения Собчак стала четвертой с 1,68% голосов (1 238 031 избиратель).

Итоговая явка составила 67,54%. Центризбирком признал выборы "действительными и состоявшимися». Дату инаугурации назовут позже.

По мнению экспертовв, столь оглушительная победа действующего президента отчасти связана с беспрецедентным давлением Запада на Россию. Общим местом в комментариях стало утверждение, что, когда россияне сталкиваются с любым давлением, они объединяются вокруг сильного лидера.

Политолог Алексей Макаркин в комментарии Политаналитике придерживается именно такой точки зрения:

– В первую очередь, сыграл свою роль внешний фактор. Люди реально восприняли всё, что происходит вокруг России, как угрозу. Олимпиада, Англия – ощущение, что Россию обижают, зажимают. Эти люди, которые пришли на избирательные участки, исходили из того, что надо, как говорится, "дать ответ Чемберлену», как было в 20-ые годы.

Второй момент – это некий набор технологий для повышения явки, начиная от привлечения через фактически создание советского образа. У нас значительная часть избирателей исходит из того, что настоящие выборы были в советское время. Совершенно парадоксально: в советское время никаких выборов и не было, никого не выбирали, просто голосовали за одного кандидата, никакой конкуренции и так далее. Но люди исходят из другого: это был праздник. Где играла музыка, где был открыт буфет, где можно было купить продукты, которых в другое время нигде не было. В общем, праздник детства. И обыденные выборы, хотя и конкурентные, у немалой части населения вызывают разочарование. С одной стороны, надо много думать, за кого голосовать, принимать решение; с другой стороны, нет ощущения праздника. Здесь это ощущение было снова сформировано – и музыка, и конкурсы, и распродажи. Всё, чтобы человек пришел на выборы, чтобы его максимально стимулировать. В немалой степени с этим связана и ранняя явка избирателей: человек у нас практичный, исходит из того, что надо прийти пораньше, а то всё разберут.

Эти два фактора – международная обстановка и советский праздник – и привели к росту активности избирателей.