Президентские выборы сквозь призму рекламы и статистики

Президентские выборы сквозь призму рекламы и статистики

7 марта 2018 г. 10:41

Обзор прессы 7 марта

Российская пресса ни на мгновение не упускает из поля зрения важнейшее политическое событие этой весны – выборы президента России.

Газета "Коммерсантъ" отмечает, что явка на выборы стала главной темой президентской кампании задолго до ее начала. Сейчас о выборах напоминают реклама в госбанках и в аптечных сетях, вирусные ролики в интернете, анонсы предстоящих опросов о благоустройстве и школьной форме. Эффективность будет зависеть от исполнителей: в худшем случае новые проекты привлекут не больше новых избирателей, чем традиционные «пирожки и буфеты на избирательном участке», говорят эксперты издания.

Созданный при КПРФ Центр исследований политической культуры пришел к выводу, что кандидат в президенты от коммунистов Павел Грудинин претендует на второе место на выборах. При этом большинство опрошенных "Коммерсантом" пока относится к нему нейтрально или равнодушно. Эксперты газеты считают, что Грудинину мешает «сугубо красный образ».

Неожиданную тенденцию, по данным "Ведомостей», выявили социологи в городах с населением свыше миллиона человек, где живет четверть избирателей: рейтинг кандидата в президенты Владимира Путина в Москве и Санкт-Петербурге за месяц упал более чем на 12 процентных пунктов. Горожане дают меньший результат и относятся к кандидатам власти менее патерналистски, даже если речь идет о Путине, сказал политолог Андрей Колядин: «В крупных городах более политизированный избиратель, у него меньше проблем с поиском источников существования, и он менее зависим от власти».

"Коммерсантъ" изучил многообразную политическую рекламу, пропагандирующую выборы. По мнению издания, самым технологичным инструментом для повышения явки может оказаться возможность голосовать по месту нахождения без необходимости ехать за бумажным открепительным по месту регистрации.

Впервые с советских времен начат массовый поквартирный обход представителями участковых избирательных комиссий (УИК). Чтобы сотрудники УИК в этом году начали работать раньше (за 30, а не за 20 дней до дня голосования), изменили закон.

Руководители предприятий, по словам источника "Ъ», проводят среди сотрудников анкетирование о намерении голосовать, а явку будут контролировать представители тех же предприятий на участках, но уже в роли членов комиссий или наблюдателей. Руководству предприятий не разрешено принуждать к участию в выборах работников и агитировать за конкретного кандидата, но настоятельно рекомендовано проводить «мотивирующие» собрания с коллективом и ветеранами.

Еще один материал "Коммерсанта" посвящен Павлу Грудинину. Согласно составленному социологами КПРФ по итогам опроса 26–27 февраля электоральному рейтингу, Владимир Путин получил бы на выборах 67%. Второе место досталось бы "красному" кандидату. В Компартии считают, что борьба за третье место на выборах может развернуться между кандидатом от ЛДПР Владимиром Жириновским (8%) и выдвиженцем от «Гражданской инициативы» Ксенией Собчак (4%). Григорий Явлинский («Яблоко»), Борис Титов («Правое дело»), Максим Сурайкин («Коммунисты России») и Сергей Бабурин (Российский общенародный союз), согласно опросу, не смогут набрать больше 1% голосов.

Известность Грудинина сейчас достигла 70%, следует из опроса. Однако исследователи признают, что это достигнуто во многом за счет «агрессивных информационных атак» на кандидата КПРФ со стороны оппонентов. «В итоге баланс позитивных и негативных мнений о Грудинине уравнялся, — говорится в исследовании. — Но так как он претендует на голоса “мягких путинцев”, то по нему наносятся основные информационные удары».«У него изначально была задача — объяснить электорату КПРФ, что надо за него проголосовать. Для решения задачи по привлечению другого электората у Грудинина нет ни сил, ни времени, — сказал "Ъ" эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Показывая, что он коммунист, как Зюганов, он объективно перекрыл для себя возможности для других электоральных групп. У него слишком красная программа и образ».

"Ведомости" приводят данные недавнего опроса ВЦИОМ, согласно которым рейтинг кандидата в президенты Владимира Путина в Москве и Санкт-Петербурге за месяц упал с 69,7% до 57,1%. Аналогичные тренды в городах с населением от 100 000 до 500 000 человек и до 100 000 человек, а стабильным рейтинг президента остается лишь в городах с 500 000–950 000 жителей и на селе. При этом в крупных городах увеличилось число не определившихся с выбором, и подрос рейтинг Грудинина.

Чем крупнее город, тем ниже явка и процент кандидата от власти, поясняет гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров: «В крупных городах фактор страха и административного давления работает слабее. Кроме того, у их жителей выше планка притязаний, больше источников информации, поэтому они более критичны к властям». Падение рейтинга Путина – это фактор начала предвыборной кампании, отмечает социолог: «Люди вспоминают, что есть еще кандидаты. Естественно, власть немного теряет, а оппозиционеры набирают».

Миллионники проголосуют с явкой чуть выше 50%, сказал "Ведомостям" человек, близкий к администрации президента. Любая социология – инструмент активного формирования реальности, с помощью цифр пытаются внушить те или иные интерпретации происходящего, отмечает другой собеседник, близкий к администрации. Падение рейтинга Путина, по его мнению, можно объяснить недостаточной активностью и ошибками в ходе кампании: «В реальности цифры гораздо меньше. Реальная явка в лучшем случае ожидается 55–60%, результат Путина колеблется в зависимости от региона от 50 до 65%. Если в Москве выйдут за 50% – это будет подвиг».

Разница между явкой в крупных городах и по области может достигать 20%, обычно же в области она на 10–12% больше, говорит изданию еще один человек, близкий к администрации президента: «Дальше будет зависеть от того, включат ли механизм рисовки голосов. Если выборы будут с полным задействованием админресурса – а я такого не исключаю, – то всё равно, кто сколько получит в реальности. Если выборы пройдут честно, то результат Путина в миллионниках будет ниже, а у оппонентов – несколько выше». Явка в миллионниках составит 45–55%, полагает собеседник.

В городах-миллионниках избиратель более политизирован и получает больше информации, согласен руководитель Фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «Кроме того, там концентрируется молодежь, меньше работают стереотипы о голосовании как ритуале и более рационализированное отношение к участию или неучастию в выборах». Поэтому явка там ниже, а распределение голосов более разнообразное, добавляет эксперт: «Если на других территориях основная масса голосов будет распределяться между 2–3 кандидатами, то в миллионниках значимую поддержку получат 4–5 человек».