ИТОГИ ПАРЛАМЕНТСКОЙ НЕДЕЛИ: КЛЮЧЕВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ ЗА ПЕРИОД С 12 ПО 18 ФЕВРАЛЯ 2018 ГОДА

ИТОГИ ПАРЛАМЕНТСКОЙ НЕДЕЛИ: КЛЮЧЕВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ ЗА ПЕРИОД С 12 ПО 18 ФЕВРАЛЯ 2018 ГОДА

19 февраля 2018 г. 10:33

В середине февраля Госдума основное время уделила расчистке «законодательных завалов» - рассмотрению утративших актуальность законопроектов прошлых лет.

Помимо этого, депутаты успели одобрить два приоритетных документа из президентской повестки - законопроект Владимира Путина о досрочном повышении МРОТ и первую часть пакета предложений Верховного Суда РФ по судебной реформе: здесь устанавливается принцип экстерриториальности апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, который был одобрен президентом на встрече с судейским сообществом. Завершилась работа и над компромиссной редакцией резонансного закона о запрете контактной притравки.

А вот обсуждение еще одного законопроекта, о важности принятия которого недавно говорил Владимир Путин, вновь перенесено: депутаты, отстаивающие право жителей не зависеть от УК при получении коммунальных услуг, и ресурсоснабжающие компании, обеспокоенные возникающими у них дополнительными затратами на работу с населением, пока не могут прийти к согласию о нюансах перехода собственников жилья на прямые договоры с поставщиками электроэнергии, воды и газа.

На этом фоне в тени осталось несколько адресных социальных законопроектов, принятых Госдумой. Этот пробел для «Политаналитики» восполняют эксперты Фонда ИСЭПИ.

1. Помощь банковским заёмщикам, допустившим просрочку платежа

На то, чтобы помочь россиянам избежать «долговой кабалы» перед банками или уберечься от многократных переплат по коротким «займам до зарплаты», направлено много законопроектов в текущей повестке Госдумы. Вопросы защиты прав заёмщиков традиционно входят в число наиболее популярных тем депутатского законотворчества. Вот и теперь стало известно о том, что депутаты из профильного комитета ГД по финансовому рынку вместе с Центробанком готовят для микрофинансовых организаций новое ужесточение правил выдачи коротких займов - поэтапное ограничение предельной верхней планки долга, снижение максимальных ежедневных процентных ставок по «быстрым деньгам».

А пока эта инициатива находится на этапе разработки, депутаты из трех фракций, кроме ЛДПР, на прошедшей неделе в первом чтении оказали поддержку уже банковским заёмщикам, одобрив правительственный проект поправок о новом порядке погашения задолженности по кредитам. По действующему закону, при осуществлении заёмщиком-физлицом неполного платежа приоритетными являются интересы банков. Поступившие средства сначала идут на погашение задолженности по процентам и основному долгу за прошлые месяцы, потом на неустойки в пользу банка, и только затем, если внесённой суммы оказывается достаточно, списываются проценты и основной долг за текущий период. Таким образом, из-за первоочередного удержания банком штрафов в свою пользу заёмщики, оказавшиеся в трудной ситуации, подчас не успевают гасить текущие платежи по кредиту. И к моменту следующего платежа у гражданина опять возникает «снежный ком» просроченных долгов и неустоек перед банком.

Одобренные Госдумой в первом чтении поправки ставят стремление добросовестных заёмщиков погасить текущие проценты и основное тело долга вперёд по отношению к желанию банков заработать на штрафах. По новым договорам сумма накопившихся пени и неустоек перед банком будет оплачиваться в последнюю очередь. Причем, новый порядок уже не сможет быть изменён «по соглашению сторон» в навязанных банком и отпечатанных мелким шрифтом специальных условиях кредитного договора. Таким образом, заёмщики смогут быстрее расплачиваться по долгам и уменьшить размер переплаты по кредиту.

2. Защита пенсионных накоплений россиян в негосударственных пенсионных фондах

Правительственные поправки в законопроект о повышении прозрачности финансовой деятельности НПФ, оговаривающие порядок определения постоянной и переменной части вознаграждения НПФ (за счёт средств пенсионных накоплений и за счёт дохода от инвестирования, соответственно), во время первого чтения летом 2017 года вызвали среди депутатов оживлённую дискуссию. Поправки принимались на фоне цепочки проблем у крупных банков и аффилированных с ними НПФ, выявившихся фактов инвестирования накоплений в неликвидные активы (в частности, на девелоперские проекты бенефициаров банков и НПФ). В связи с этим, тогда законопроект был одобрен условно, голосами только «Единой России»: в специальном постановлении Госдума потребовала от правительства ко второму чтению ограничить размер постоянной части вознаграждения НПФ и управляющих компаний таким образом, чтобы за год они не превышали 0,75% от средней стоимости активов фонда, а также представить отдельный законопроект о переводе накопительных пенсий на добровольную основу.

Уже в первой редакции документа предполагалось уменьшение дополнительных расходов НПФ, которые могут осуществляться за счёт пенсионных накоплений. Предельный размер «заработка» НПФ при положительном результате инвестирования устанавливался на уровне не более 15% дохода (до этого такие ограничения отсутствовали). Часть расходов, которые сейчас финансируются из средств накоплений, теперь должны оплачиваться НПФ из собственных средств, за счёт инвестиционного дохода.

Во втором чтении требования к НПФ оказались еще более ужесточены, а регулирующие полномочия Центробанка по аналогии с банковским сектором - усилены. Обязательным становится прохождение НПФ финансового стресс-теста, параметры которого определяет Центробанк. Банк России сможет предъявлять к НПФ требования по достаточности средств резерва для выплаты накопительных пенсий, сроку и порядку доначисления резервов. Центробанк установит порядок определения инвестиционного дохода НПФ, от которого высчитывается размер годового вознаграждения НПФ. Для НПФ начнёт действовать система этических и экономических параметров при выборе стратегии инвестирования накоплений, а Центробанк получает право «мотивированного суждения» о том, в какой степени НПФ заботится об интересах клиентов при управлении активами. Расходы НПФ на уставную деятельность и сопутствующие затраты на перечисление пенсионных выплат тоже включены в категорию расходов, финансируемых из собственных средств НПФ, а не за счёт накоплений граждан.

Таким образом, новая редакция законодательства об НПФ, пусть и с запозданием, закроет бреши в управлении негосударственными пенсионными накоплениями граждан и усилит защищённость вкладчиков. Тем не менее, законопроект остался идеологическим камнем преткновения между «Единой Россией» и оппозицией. Все три левых партии и во втором чтении проголосовали против, прежде всего из-за давнего недовольства тем, как в принципе функционирует пенсионная система с обязательным накопительным элементом. Кроме того, депутатам не удалось убедить правительство ко второму чтению упростить перевод накоплений из негосударственных пенсионных фондов в государственный ПФР или другой негосударственный фонд, что могло бы быть востребовано населением в условиях нестабильности в финансовом секторе.

3. Качество военного призыва и обследования призывников

В разгар избирательной кампании вопрос призыва на военную службу чуть было не стал одной из токсичных тем федеральной повестки. Представители Минобороны и некоторые сенаторы выступили за увеличение срока службы по призыву, хотя в «майских указах» зафиксирован долгосрочный курс на сокращение числа призывников в пользу военнослужащих по контракту. А большая группа депутатов из комитета ГД по обороне внесла законопроект о комплексной реформе порядка оповещения призывников, наиболее спорной нормой которого стало требование к молодым людям самим являться в военкомат для получения повестки под расписку, даже если они не получили ее официально.

Принятый Госдумой во втором чтении законопроект группы сенаторов и депутатов-«единороссов» об обязательном психологическом тестировании при призыве на военную службу (сегодня оно регулируется внутренними документами Минобороны и не является обязательным) должен, наоборот, купировать опасения нарушения прав призывников. Психологическое тестирование при подготовке к военной службе, в ходе призыва в армию и при создании мобилизационного резерва важно как дополнительный способ защитить права молодых людей с проблемами здоровья. Обязательное психологическое тестирование призывников также должно помочь предотвращать будущие внутренние конфликты и инциденты в воинских частях. Кроме того, оно полезно и для выявления склонности молодых людей к службе в конкретном роде войск.

Таким образом, принятый Госдумой накануне Дня защитника Отечества законопроект вполне способен укрепить тренд роста доверия к армии, который наблюдается в обществе в последние несколько лет. По данным ВЦИОМ за 2017 год, уровень одобрения деятельности российских вооруженных сил близок к 90%, а 68% опрошенных хотели бы, чтобы их близкий родственник прошёл службу в армии. Согласно опросам «Левада-центра», за последнее десятилетие число россиян, выступающих за сохранение всеобщей воинской обязанности и призыва, увеличилось с 39% до 58%, а доля сторонников контрактной системы, наоборот, уменьшилась на четверть.

4. Дополнительные социальные льготы для сотрудников правоохранительных органов

Статистика показывает, что в Госдуме седьмого созыва, несмотря на устойчивое конституционное большинство «Единой России», нередко поддержку получают и инициативы оппозиционных фракций. Вот и на прошедшей неделе первое чтение преодолел законопроект «Справедливой России» о дополнительных льготах действующим или вышедшим на пенсию сотрудникам органов внутренних дел с ребенком-инвалидом, ожидающим улучшения жилищных условий. После окончательного принятия законопроекта эта категория сотрудников правоохранительных органов сможет в первоочередном порядке получать выплату на приобретение жилья наряду с многодетными сотрудниками полиции, а также имеющими звание Героя РФ или ветерана «Афганской войны».

И на основном этапе реформы МВД, проходившей в гораздо более благоприятных макроэкономических условиях (2010–2011 годы), и позднее, когда в законодательство о социальных гарантиях сотрудникам полиции вносились нормы о преимущественной жилищной выплаты (2015 год), интересы этой категории работников правоохранительных органов не были учтены в полной мере. Теперь Госдума исправляет эту ошибку, действуя в рамках президентского курса на повышение адресности различных социальных льгот и выплат.