Праздничное настроение, агитационный этап кампании, включая фильм "Путин", и анализ платформ кандидатов-старожилов

Праздничное настроение, агитационный этап кампании, включая фильм "Путин", и анализ платформ кандидатов-старожилов

13 февраля 2018 г. 10:07

Обзор прессы 13 февраля

В центре внимания российской прессы – подготовка к выборам президента, до которых осталось чуть больше месяца.

По данным "Коммерсанта", у избирателей создадут праздничное настроение. Кремль готовит акции для мужчин и женщин. К 23 февраля ОНФ проведет уроки патриотизма в школах, а 8 Марта администрация президента, как и в прошлом году, рекомендует чиновникам поздравлять женщин. Поздравит их и президент. Источники "Ъ", близкие к АП, говорят, что акции должны создать «положительный фон избирательной кампании» и рассчитаны на старшее поколение. ВЦИОМ колебаний рейтинга Владимира Путина в этой группе не фиксирует.

Полевой этап избирательной кампании на следующей неделе сменяется телевизионным, напоминает "Независимая газета». Большинство кандидатов в президенты сконцентрировали усилия и ресурсы на поездках по стране. Эксперт издания пояснил, что раз выборы проходят по референдумному сценарию и выиграть у главного претендента его соперники не надеются, то они и решили сэкономить на агитации.

Лидер «Яблока» Эмилия Слабунова в понедельник направила в ЦИК обращение с просьбой принять меры для предотвращения показа в эфире «Первого канала» 4-серийного фильма Оливера Стоуна «Путин», анонсированного на 12–15 февраля, сообщают "Ведомости». Как отмечается в обращении, показ отвечает признакам незаконной предвыборной агитации в СМИ.

В президентской гонке 2018 года участвуют три кандидата-ветерана – действующий глава государства Владимир Путин, лидеры ЛДПР и «Яблока» Владимир Жириновский и Григорий Явлинский. С начала своей кандидатской карьеры они успели изменить мнение по некоторым вопросам на противоположное. Чаще всего неожиданные повороты случались во внешнеполитическом блоке, отмечает еженедельник "Профиль».

"Коммерсантъ" пишет о мерах по повышению явки на избирательные участки.К 23 февраля «Народный фронт» инициирует в школах «Уроки мужества». Школьники представят на уроках с участием ветеранов и военных проекты о том, как служили их близкие. К 8 Марта в школах по той же схеме пройдут уроки «Моя семья — мои истоки». «Мы создадим положительный фон избирательной кампании для зрелого электората и старшего поколения», — сказал "Ъ" один из организаторов акций.

«Я не вижу у Путина проседания в группе старше 65 лет, там поддержка выше 80%», — говорит секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. Уровень поддержки кандидата Путина ниже среднероссийского показателя (68%) в группе граждан 40–49 лет и людей предпенсионного возраста на 1,3%, говорит он, ссылаясь на данные опроса партийного Центра исследований политической культуры России (проводился 8–9 февраля среди 1,5 тыс. респондентов в 60 субъектах, погрешность — 3,5%). Среди молодежи 18–24 лет показатели президента также ниже среднероссийских на 1,7%, следует из данных опроса.

Сами коммунисты обеспокоены тем, что теряют возрастных сторонников.Глава ВЦИОМа Валерий Федоров заявил "Ъ», что социологи не фиксируют колебаний в старшей возрастной группе. «Пока все в своих коридорах. Возможно, будут колебания за две недели до выборов, когда обычно начинается массированная агитационная и информационная кампания», — сказал он изданию.

"Независимая газета" анализирует ход подготовки к агитационной фазе избирательной кампании. Кандидаты, понимая, что у президента Владимира Путина безусловное преимущество, не хотят вкладывать средства в агитационные материалы, говорят эксперты издания. Они предпочитают работу в поле – поездки по стране, встречи с избирателями.

По мнению газеты, особенность нынешней кампании в том, что она даже по сравнению с 2012 годом – строго референдумного типа и крутится пока в основном вокруг явки. 6 лет назад ситуация была принципиально иной. Во-первых, многие ждали выдвижения тогдашнего президента Дмитрия Медведева, и на этой почве даже произошел раскол в элитах; во-вторых, происходил переход полномочий в администрации президента от Владислава Суркова к Вячеславу Володину, поэтому рассорились ЕР и ОНФ и мешали друг другу вести кампанию; в-третьих, случились «белоленточные протесты», власть вынуждена была действовать в непростых для себя условиях, а оппозиция имела хорошие шансы: тогда Михаил Прохоров стал вторым в Москве, взяв более 20% и третьим по стране (набрав почти 8%), а лидер КПРФ Геннадий Зюганов получил 17,72% голосов. Сегодня же у власти нет таких трудностей. Главная проблема кампании в том, что нет смыслов, недаром все с нетерпением ждут ключевого выступления президента об этапах дальнейшего развития страны, констатирует НГ.

Об очередном предвыборном скандале пишут "Ведомости». «Яблоко» недовольно телевизионным показом фильма Стоуна о Путине, считая это незаконной агитацией. В партии говорят, что изготовление и демонстрация фильма не оплачены из избирательного фонда кандитата, к тому же фильм покажут в дни, когда предвыборная агитация на телеканалах запрещена. По факту показа яблочники направят в ЦИК соответствующую жалобу.

Руководитель экспертной группы при председателе ЦИК Андрей Бузин считает, что ответ на вопрос, является ли фильм Стоуна агитацией, всегда будет субъективным: классическое правило пиарщика – на кандидата работает всё, что не некролог, напоминает он. Проблему неравенства кандидатов в эфире вообще не решить, пока СМИ не будут экономически дифференцированны, предупреждает эксперт.

С точки зрения содержания, это хорошая пропагандистская история, уверен политолог Аббас Галлямов, и важно, что заслуги Путина описывает международно признанный режиссер. Путину нужно демонстрировать масштабность: это и есть главное, за что его избиратель может голосовать, ведь уровень жизни россиян давно не растет. Выбор, который избирателю предстоит сделать, скорее стилистический, а не рациональный, считает эксперт: плюсы от такого показа очевидно перевесят минусы, к тому же три четверти избирателей знают про выборы только то, что показывают по телевизору, а мнением остальных можно пренебречь.

Еженедельник "Профиль" анализирует, как изменились программы кандидатов в президенты с их первых кампаний.

Россия должна кардинально изменить свою внешнюю политику и перейти от отношений «Запад – Восток» к отношениям «Север – Юг», бушевал на кремлевской трибуне в мае 1991 года будущий лидер ЛДПР Владимир Жириновский. «Тогда мы будем иметь в друзьях тех, кто обладает высокой культурой, высокой технологией. Это Северная Америка, Северная Европа, Япония», – продолжал Жириновский, который тогда уже состоял на партийной работе в ЛДПР.

В то время к Западу Жириновский был расположен благосклонно и не просто хотел иметь «в друзьях» американцев, но и требовал провести «нормальные выборы по европейским стандартам». Во время выборов 1996 года любовь либерал-демократа к американцам успела иссякнуть. Он обвиняет ОБСЕ, НАТО, Европарламент и Совет Европы во вмешательстве в дела России. К тому моменту флер надежды на то, что «мы можем начать жить, как на Западе», рассеялся, объясняет директор по исследованиям фонда ИСЭПИ Александр Пожалов. «Уже к 1996 году были результаты первых шоковых реформ, в России они у основной массы населения развенчали идеал западного мира как общества всеобщего процветания», – отмечает политолог, напоминая, что эксцентричный политик всегда отличался чуткостью к общественным настроениям.

Представителям власти приходится быть осторожнее других кандидатов: шансы на победу заведомо выше, а, значит, обещания придется хотя бы частично воплощать в жизнь. С другой стороны, доступ к СМИ и разнообразие форматов общения с населением позволяют не слишком зацикливаться на отдельных программных тезисах, отмечает "Профиль».

Вместо обычного предвыборного документа в 2000 году исполняющий обязанности президента Владимир Путин опубликовал в СМИ открытое письмо к избирателям. Кандидат лишь коротко обозначил основные цели – навести порядок в стране, побороть бедность, сделать жизнь россиян лучше. Вместе с прочими обстоятельствами этого оказалось достаточно для победы на выборах в первом туре.

Перед выборами 2004 года Путин продолжил прежнюю линию, углубив, расширив и конкретизировав пункты предыдущей программы. Поработав несколько лет премьер-министром, он подготовил обширную программную составляющую.

Значительная часть электората Путина увидела в событиях 2011 года на Болотной слабость властной вертикали. «И здесь неоднократные программные выступления Путина сыграли сильную мобилизующую роль в отношении бюджетников, рабочего класса, тех социальных групп, которых принято было относить к молчаливому путинскому большинству. Все увидели, что он идет на новый срок с конкретными планами действий по улучшению благосостояния населения», – отмечает Александр Пожалов.