Госслужба на аутсорсе
30 января 2018 г. 10:50
Антон Хащенко
Счетная палата представила результаты проверки обоснованности и эффективности государственных закупок в 2015–2016 годах и первом полугодии 2017 года. Объектами проверки стали Минэнерго, Минпромторг, ФГБУ «НЦКТП Минтранса России», а также другие органы госвласти и госучреждения.
Были обнаружены в ряде случаев факты конфликта интересов, когда организации, участвовавшие в конкурсах и признававшиеся победителями, выступали параллельно подрядчиками, предоставляющими услуги по сопровождению этих самых закупок. А подведомственные учреждения заключали контракты по государственному заданию и потом фактически передавали 60% субсидий на субподряд. Оказалось, что только за последние два с половиной года было выявлено свыше 1,5 тысяч случаев, когда органы власти оплачивали подведомственным и сторонним организациям выполнение тех работ, которые должны были выполнять самостоятельно.
Речь идет о миллиардах бюджетных рублей. Вдобавок среди подрядчиков, отвечающих за подготовку отдельных проектов приказов и актов правительства, были и иностранные. И это в условиях антироссийских санкций.
При этом, еще в феврале 2016 года президентом было поручено правительству «предложить изменения законодательства, предусматривающие установление запрета для органов госвласти осуществлять госзакупки, в случае, если их предметом являются работы, которые непосредственно относятся к функциям соответствующего органа, а также установление критериев, определяющих случаи осуществления учреждениями закупок работ и услуг, выполнение (оказание) которых предусмотрено для них госзаданием». Однако, согласно докладу правительства, совершенствование законодательства по данным вопросам не требовалось.
После этого отчета, который был направлен как в Генеральную прокуратуру и ФАС, так и в обе палаты Федерального Собрания, ситуация потребует более серьезного внимания к указанной теме.
Если с частными проявлениями конфликта интересов в случае подтверждения, в общем-то, понятно, что делать, то с давно существующей практикой передачи на аутсорсинг части функций всё гораздо сложнее.
Сложилась парадоксальная ситуация: на фоне сокращения государственных служащих только с 2003 года количество полномочий министерств и служб, по подсчетам экспертов, выросло почти в два раза – с 5300 до 10 425.
На этом фоне очевидно, что одних только мер, предложенных Счетной палатой для исправления положения – разделения функций на «основные» и «обеспечивающие», введения четких критериев и т.д., – будет недостаточно. Необходимо и как можно быстрее начать анализировать все существующие полномочия на предмет их дублирования, да и в целом целесообразности, отменяя лишние.
И самым серьезным образом отнестись к возможному появлению новых, особенно в свете постоянно вносимых в массовом порядке правительством законодательных актов в Государственную Думу. К примеру, в одном только 2015 году предложения наделить разные органы власти новыми функциями были в каждом третьем законопроекте.
В противном случае структуры исполнительной власти и дальше будут «захлебываться» в реализации своих многочисленных функций. В итоге бюджетные средства будут снова и снова уходить на оплату услуг привлеченных организаций, а принятые законы, какими бы хорошими они ни были, не будут работать из-за не подготовленных вовремя министерствами подзаконных нормативных актов.