Почему Госдума несколько уходит в медийную тень

Почему Госдума несколько уходит в медийную тень

19 декабря 2017 г. 15:26

Самым цитируемым средствами массовой информации депутатом Государственной Думы России стала Наталья Поклонская («Единая Россия»). Такие данные компании «Медиалогия» приводит в своей статье газета «Ведомости».

Как пишет издание, основным информационным поводом для Поклонской стала борьба с фильмом «Матильда». Причем по упоминаемости депутат обогнала даже председателя Госдумы Вячеслава Володина, которого в последнее время чаще всего цитировали СМИ в связи с проработкой зеркальных мер в ответ на действия США в отношении телеканала RT.

В тройке лидеров, согласно исследованию «Медиалогии», Владимир Жириновский, чье выдвижение в президенты от ЛДПР стало самым цитируемым событием в его деятельности, на 4-м месте – Геннадий Зюганов, который тоже может принять участие в этих выборах 2018 года.

В десятке самых цитируемых депутатов также представители «Единой России»: зампред Думы Александр Жуков, глава фракции Сергей Неверов и Ирина Яровая.

«Ведомости» приводят аналогичное исследование в мае, когда накануне завершения весенней сессии Госдумы Поклонская занимала 5-е место, а Вячеслав Володин возглавлял рейтинг упоминаемости. Места вслед за ним тогда занимали Жириновский, Яровая и Зюганов.

Рейтинг цитируемости депутатов Государственной думы нельзя считать показателем, уверен давший развернутый комментарий к статье «Ведомостей» директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ, политолог Александр Пожалов. Политаналитика полностью приводит мнение эксперта:

  • Ну, если Ксения Собчак недавно вошла в пятерку самых упоминаемых политиков, то почему бы и Поклонской не стать самым цитируемым депутатом. Всё логично.

На самом деле, уровень цитируемости политиков в СМИ – это двоякий показатель, характеризующий не только самих политиков, но и СМИ, их предпочтения, их аудитории. Рейтинг показывает не столько то, чем в действительности заняты депутаты Госдумы, сколько то, чтó в парламентской работе интересует СМИ. Законов у нас принимается очень много, читать их все сложно и скучно, в основе законов лежит долгая кропотливая работа по межведомственному согласованию, поэтому гораздо больше внимания привлекают яркие высказывания или непроходные инициативы отдельных депутатов.

Традиционно высказывания публичных политиков на резонансные темы используются властью, чтобы переключить внимание с некомфортных социально-экономических тем. Споры вокруг «Матильды» и шум вокруг закона о СМИ – иностранных агентах заслонили собой неприятные для власти перед выборами вопросы. В частности, речь о том, почему, хотя власть заверяет о выходе из кризиса и начале роста, в новом бюджете снова не стали индексировать пенсии работающим пенсионерам, а в регионах быстро растет объем потребительских займов бедного населения, не имеющего других источников доходов для текущих расходов на жизнь.

Что касается Госдумы, то рисков того, что она будет ассоциироваться с инициативами Поклонской и Виталия Милонова, пока нет. Из всей двадцатки цитируемых депутатов только у них двоих основу медиаприсутствия составляют хайповые темы, а не вопросы законотворчества и текущей парламентской работы.

В начале 2018 года депутаты вообще должны уйти в тень на фоне медиа-активности участников президентских выборов – центрального события следующего полугодия.

Напомню, что в текущей осенней сессии депутаты Госдумы перестали активно задействовать те механизмы публичного сопровождения своей работы, которые привлекали внимание в первые месяцы работы нынешнего созыва. Не проводилось широких, «народных» парламентских слушаний, приостановлена практика расширенных заседаний фракции «Единая Россия» с премьер-министром и отраслевыми министрами по социально чувствительным темам. Возможно, это вызвано тем, что с осени страна вступила в период кампании по выборам президента, и уже не депутаты Госдумы, а сам переизбирающийся глава государства должен быть главным социальным ньюсмейкером в федеральной повестке.