Итоги парламентской недели: ключевые социальные и региональные сюжеты в работе Госдумы с 11 по 15 декабря 2017 года

Итоги парламентской недели: ключевые социальные и региональные сюжеты в работе Госдумы с 11 по 15 декабря 2017 года

16 декабря 2017 г. 23:13

Осенняя сессия Госдумы вышла на финишную прямую. Депутаты снова работают в режиме трёх дней пленарных заседаний подряд, со среды по пятницу, и количество принимаемых документов выросло. Редакция «Политаналитики» и эксперты Фонда ИСЭПИ, как обычно, выделяют самые важные социальные законопроекты прошедшей недели.

1. Социальная поддержка семей с детьми, в том числе детьми-инвалидами, - главная тема недели

На своей первой пресс-конференции после объявления об участии в президентских выборах Владимир Путин вновь подтвердил, что рост доходов россиян и повышение уровня жизни людей - его основная миссия и главный ориентир государственной политики в разных отраслях. Задачи поддержки социально незащищённых россиян, повышения располагаемых доходов населения оказались и в центре внимания депутатов Госдумы.

Центральным вопросом заседания 13 декабря стало первое чтение двух «демографических» президентских законопроектов - о ежемесячных выплатах на первого ребёнка для семей с низкими доходами за счёт средств федерального бюджета, ежемесячных выплатах на второго ребёнка в небогатых семьях из средств материнского капитала, а также о продлении самой программы материнского капитала до конца 2021 года и её расширении на оплату услуг детсадов и яслей. Обе инициативы были поддержаны единогласно, а президентский законопроект «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» стал самым популярным среди всех законопроектов повестки дня: свои голоса «за» отдали 420 депутатов, все присутствующие на утреннем заседании.

Также депутаты успели принять ещё одну инициативу, расширяющую возможность использования маткапитала на нужды детей-инвалидов. По предложению «Единой России», маткапитал на эти цели можно было направлять ещё с 2016 года, однако всё это время в законе сохранялась коллизия: если женщина ранее, когда система пенсионных накоплений активно рекламировалась государством, уже направила маткапитал на накопительную пенсию, то до получения первых выплат она могла поменять своё решение только на улучшение жилищных условий или образование детей. В итоге, за прошлый год было подано лишь немногим более сотни заявлений о распоряжении средствами маткапитала в интересах детей-инвалидов. Теперь же это искусственное ограничение устранено.

Однако впереди у депутатов работа над решением других проблем, которые в последнее время поднимают семьи с детьми-инвалидами: отсутствие отдельных услуг по реабилитации и адаптации ребёнка-инвалида в правительственном перечне, из-за чего не все расходы можно покрыть из средств маткапитала, а также неудобный для нуждающихся в маткапитале семей порядок оплаты, когда приходится сначала приобретать такие товары и услуги за свой счёт и лишь потом компенсировать их из средств маткапитала.

15 декабря Госдума единогласно приняла во втором чтении ещё несколько инициатив для семей с детьми-инвалидами. Поправки в Жилищный кодекс от «Справедливой России» защитят такие семьи от выселения из служебной квартиры или общежития без предоставления другого жилья. Ко второму чтению в документ добавлено предложение «эсеров» и КПРФ распространить эти гарантии также на семьи с инвалидами с детства, уже совершеннолетними. Запрет на выселение из специализированного жилфонда семей с детьми-инвалидами был программным требованием «Справедливой России» на выборах. Он поможет сохранить крышу над головой таким семьям, даже если они временно попали в трудную ситуацию: потеряли в кризис работу и с ней право на служебную квартиру, не могут платить за общежитие или по иным причинам оказались перед угрозой выселения.

Законопроект, разработанный депутатами «Единой России», освободит родителей-опекунов взрослых недееспособных инвалидов с детства, которые совместно проживают с ними и воспитывали их с рождения, от подачи отчётов о расходовании получаемой на них пенсии. Сейчас по достижении ребёнком-инвалидом совершеннолетия такая отчётность оказывается сопряжена для родителей с предоставлением регулярных справок и финансовых документов, а предложенные «Единой Россией» изменения делают более удобной для родителей т.н. близкородственную опеку над выросшими детьми.

Социальные выплаты и льготы - это не только финансовое подспорье для россиян, которым нужна помощь от власти. После того, как государство взяло курс на усиление адресности льгот, учёт уровня нуждаемости, предотвращение случаев «дублирования» федеральных и региональных льгот по одному основанию, получению социальных выплат предшествует большая «бумажная работа»: сбор заявлений, справок о доходах, регулярное подтверждение права на льготу. На неделе прошел первое чтение законопроект о размещении информации о мерах соцподдержки в Единой государственной информационной системе, который в идеале должен упростить процесс доказательства права на льготу. Законом вносятся дополнения в почти четыре десятка отраслевых законов об отдельных видах соцподдержки (льготы Героям СССР, «чернобыльцам», «почётным донорам», «северные» льготы и др.), обязывающие органы власти и соцучреждения вносить в единую информационную систему всю информацию об оказываемой помощи конкретным гражданам.

Сами льготники получат доступ к этой системе через портал госуслуг. После создания единого реестра право на льготу уже не сможет «потеряться» из-за отсутствия у разных органов власти информации о гражданине. Должно стать проще оформить новую льготу или продлить уже имеющуюся: людям не придётся обивать пороги кабинетов и доказывать, что они не пользуются дублирующей региональной льготой или что их жизненные условия, позволяющие претендовать на соцподдержку, не изменились. Через портал госуслуг сами льготники и их родственники смогут из дома проверить полноту и правильность сведений о положенных им выплатах, подать нужные документы.

2. «Работающих бедных» должно стать меньше

Занимаясь поиском способов обеспечить рост доходов граждан, Госдума приняла в решающих чтениях другой законопроект из президентской повестки - о двухэтапном увеличении МРОТ до прожиточного минимума населения в целом по России. Сегодня МРОТ составляет почти 70% от прожиточного минимума, с января 2018 года вырастет до 85%, а с января 2019 года будет равен прожиточному минимуму за второй квартал предыдущего года. Увеличение МРОТ позволит продвинуться вперёд в решении таких застарелых проблем, как наличие большого числа «работающих бедных», сокращение потребительского спроса и уклонение работодателей от уплаты в полном объеме НДФЛ и страховых взносов. Повышение МРОТ должно несколько увеличить и уровень поступлений от НДФЛ в региональные и местные бюджеты.

Инициатива об увеличении МРОТ была поддержана голосами всех фракций, хотя за рамками законопроекта остались два важных социальных вопроса.

Во-первых, принятый законопроект «заморозил» до конца 2020 года нынешний состав потребительской корзины, действующий в неизменном виде с 2013 года и влияющий на определение прожиточного минимума. Однако ещё в начале года на «правительственном часе» с главой Минтруда Госдума призывала правительство расширить минимальный набор продуктов питания и объём их потребления для корректного расчёта новой потребительской корзины. Основываясь на этом решении, депутаты КПРФ и «Единой России» предлагали в ходе работы над законопроектом о МРОТ ограничить сроки действия нынешней потребительской корзины 2018 или 2019 годом, но поправки были заблокированы правительством. Одновременно закон понизил уровень подзаконных актов, которым утверждается размер прожиточного минимума, что способно повлиять на степень их доступности для предварительной общественной и депутатской экспертизы (теперь это не обязательно будет постановление правительства РФ).

Во-вторых, закон о повышении МРОТ принимался сразу после публикации решения Конституционного Суда РФ, который в ответ на обращение нескольких жительниц северных регионов подтвердил, что «внутрь» МРОТ в регионе не должны включаться коэффициенты и надбавки за работу в особых условиях (т.н. «северные»). Они должны начисляться сверх МРОТ, то есть фактический уровень минимально гарантированной зарплаты у таких работников должен быть выше. КС РФ оставил за законодателем право усовершенствовать правовое регулирование, однако в принятом законе этот вопрос обойдён вниманием. Поэтому Госдуме в ближайшие месяцы, вероятно, придётся возвращаться к корректировке законодательства о МРОТ, тем более что недавно 100 тысяч подписей на портале «РОИ» набрала общественная инициатива схожего характера с теми обращениями, которые рассматривал КС РФ.

Помимо закона о повышении МРОТ, на гарантии получения «белой» зарплаты направлен другой документ - поправки в Трудовой кодекс от Госсобрания Башкортостана. Новые нормы позволят трудовым инспекциям проводить внеплановые проверки работодателей, если поступили авторизованные (не анонимные) сигналы от самих работников, профсоюзов, СМИ, депутатов разных уровней о том, что работодатель уклоняется от оформления трудовых договоров, переводит постоянных сотрудников на гражданско-правовые договоры или в режим ИП. В Госдуме успели завершить полный цикл работы над документом - от первого до третьего чтения - за одну осеннюю сессию, поскольку поправки крайне актуальны в условиях кризиса на рынке труда, когда компании нередко прибегают к таким схемам зарплатных выплат для оптимизации обязательных платежей и социальных обязательств перед своими работниками.

3. Борьба с переплатами в ЖКХ и недобросовестными управляющими компаниями

Ещё одной острой темой пресс-конференции Владимира Путина стал вопрос о ЖКХ - о соотношении «бумажных» и фактических данных, о динамике сумм в платёжках, качестве работы управляющих компаний и поставщиков ресурсов. Эти же вопросы в течение всей сессии находятся в центре внимания Госдумы, которая завершает формирование новых, более социально ориентированных «правил игры» в сфере управления многоквартирными домами.

В начале декабря прошёл первое чтение законопроект, открывающий дорогу к заключению между поставщиками воды, газа, света, отопления и собственниками прямых типовых договоров, минуя посредничество в предоставлении коммунальных услуг со стороны УК и ТСЖ (законопроект анализировался в предыдущей публикации). Как закону совместного ведения, ему предстоит в течение месяца пройти обсуждение в регионах, поэтому второе и третье чтения стоит ожидать в конце января.

Но ещё до конца года должен получить силу закона другой важнейший документ для сферы ЖКХ - комплексный пакет поправок в Жилищный кодекс по вопросам управления многоквартирными домами и лицензирования УК в этой сфере. Изначально внесённый в Госдуму парламентом Ростовской области, законопроект был затем дополнен поправками депутатов «Единой России» и консолидированно одобрен всеми фракциями во втором чтении 15 декабря. У Госдумы остаётся ещё три заседания, чтобы утвердить проект в третьем чтении и передать в Совет Федерации (и затем на подпись Президенту) до начала 2018 года.

Во-первых, депутатские поправки дают жителям действенный механизм для борьбы с завышением сумм в платёжках за ЖКХ за «жилищные услуги», неконтролируемым ростом цен на которые возмущался на пресс-конференции и Владимир Путин. Теперь, если УК или ТСЖ выставили произвольно завышенную платёжку и не устранили ошибку сами, они будут обязаны компенсировать жителям штраф 50% от суммы завышенного платежа в счёт платежей будущих периодов. Та же обязанность возникнет у поставщиков ресурсов, если они находятся на прямом договоре с собственниками и необоснованно завысили счёт за свою услугу (свет, воду, вывоз мусора и так далее).

Во-вторых, новые нормы Жилищного кодекса помогут собственникам, разочаровавшимся в качестве управления домом, быстрее реализовать решение о передаче дома новой УК или переводе его в управление ТСЖ. Руководители УК и ТСЖ должны будут вести реестр всех собственников и в короткие сроки передавать его инициаторам общего собрания по их обращению: без этих данных активистам, особенно в новостройках, на практике сложно самостоятельно собрать кворум в ходе общего собрания. Также законом теперь гарантировано, что после принятия решения о передаче дома новой УК или ТСЖ (либо после отзыва лицензии у УК) прежняя УК должна в кратчайшие сроки передать новым управленцам не только техническую документацию, но и ключи от помещений, коды доступа к оборудованию, техническое оборудование для бесперебойной эксплуатации дома и его систем. Тем самым Госдума борется с «жилищно-коммунальными войнами» за управление домом между двумя конкурирующими компаниями или между УК и ТСЖ, от которых страдают, в первую очередь, сами жители (невывоз мусора, двойные платёжки, самозахваты помещений и т.д.).

В-третьих, депутаты данными поправками уточняют систему лицензий для управляющих компаний, чтобы устранить некоторые «родовые травмы» этой системы госконтроля за жилищным рынком. Бессрочные лицензии заменяются 5-тилетними, которые для добросовестных УК через пять лет после вступления закона в силу должны будут автоматически продлеваться (точный порядок определит правительство РФ). Получить лицензию не смогут компании-«двойники», название которых совпадает или сходно до степени смешения с названием уже действующей УК: создание «дублей» перед ликвидацией действующей УК - распространённая практика со стороны недобросовестных компаний, накопивших невозвратные долги перед поставщиками или оказавшихся перед угрозой отзыва лицензии за нарушения. Помимо действующих сейчас оснований для изъятия дома из управления, замена УК будет происходить также при двух штрафах за грубое нарушение лицензионных требований в течение года, а также при неоднократных штрафах УК за воспрепятствование проверкам жилинспекций.

Однако для того, чтобы закон заработал в полную силу, потребуется дождаться изменения подзаконной базы правительством РФ, в частности - перечня грубых нарушений лицензионных требований в составе Правил лицензирования. Вместе с тем, проблема низкой скорости выпуска подзаконных актов к принимаемым законам в разных отраслях остаётся актуальной, о чём говорят и результаты недавнего совещания спикера СФ Валентины Матвиенко со статс-секретарями министерств.

Другой законопроект недели в сфере ЖКХ имеет первостепенное значение уже для самих управляющих компаний и поставщиков ресурсов - это изменения в КоАП РФ о штрафах за нарушение стандартов раскрытия информации в ГИС ЖКХ, комплексно переработанные во втором чтении благодаря поправкам «единоросса» Рафаэля Марданшина. Принятие новых норм именно сейчас важно для отрасли, потому что ещё прошлой зимой было предусмотрено, что административная ответственность за нарушения при работе с ГИС ЖКХ начнёт применяться в полном объёме с 1 января 2018 года, то есть уже через две недели (кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Давая «зелёный свет» дискуссионному законопроекту, депутаты устояли перед предложениями снова отсрочить вступление в силу норм КоАП под предлогом нестабильности работы ГИС ЖКХ. По оценке отраслевых экспертов, новая редакция КоАП становится более сбалансированной, обеспечивая и защиту прав потребителей, и интересы добросовестных управляющих компаний, банков-операторов платежей и поставщиков ресурсов.

Для бизнеса в сфере ЖКХ законопроектом предусмотрены значительные послабления. Отменяются штрафы за неразмещение (некорректное размещение) информации в ГИС ЖКХ для УК и поставщиков ресурсов в качестве юрлиц: штрафовать будут их руководителей как должностных лиц. По другим позициям штрафы для поставщиков ресурсов, банков-операторов платежей, операторов капремонта и утилизации отходов снижаются в 4–7 раз (ранее им грозил «разорительный» штраф в 200 тыс. рублей за каждое нарушение). Повезло и чиновникам сферы ЖКХ: в 3–6 раз снижена ответственность за нарушения при размещении сведений в ГИС ЖКХ для должностных лиц компаний и органов власти (вместо фиксированных 30 тыс. рублей штрафа), отменена угроза их дисквалификации за повторные нарушения, а в некоторых случаях они смогут и вовсе отделаться лишь предупреждением. Столь существенное смягчение норм КоАП направлено на то, чтобы предотвратить вынужденное банкротство добросовестных компаний и поставщиков ресурсов за формальные нарушения при работе с ГИС ЖКХ, которая продолжает подвергаться массовым нареканиям со стороны всех участников сферы управления жильём.

В то же время депутаты предложили и несколько дополнительных гарантий для потребителей. Штрафы за непредоставление (или предоставление заведомо ложных) сведений о своей деятельности теперь распространятся на должностных лиц тарифных органов власти всех уровней, - и это расширит возможности общественного контроля за установлением тарифов на местах. Для должностных лиц органов власти и компаний ЖКХ появляется штраф за невыполнение предписаний госжилинспекции по раскрытию информации. Размер штрафов для индивидуальных предпринимателей за нарушения в работе с ГИС ЖКХ приравнен к штрафам для юрлиц, что закрывает одну из лазеек для бизнеса в ЖКХ. В законе теперь более детально расписаны конкретные нарушения требований раскрытия информации в ГИС ЖКХ, за которые можно привлечь к ответственности руководителей компаний и чиновников, расширен спектр таких нарушений и со стороны оператора ГИС ЖКХ. Наконец, требования к раскрытию информации в ГИС ЖКХ распространены на региональных операторов теплоснабжения и операторов утилизации отходов, так как с 2018 года в обеих этих сферах в регионах начинаются социально чувствительные реформы.