Итоги парламентской недели: ключевые социальные и региональные сюжеты в работе Госдумы со 2 по 8 декабря 2017 года

Итоги парламентской недели: ключевые социальные и региональные сюжеты в работе Госдумы со 2 по 8 декабря 2017 года

10 декабря 2017 г. 13:30

До конца осенней сессии Госдумы осталось только две недели, но именно в конце года на депутатов традиционно выпадает двойной объём законотворческой нагрузки. Редакция «Политаналитики» и эксперты Фонда ИСЭПИ рассказывают, какие важные социальные законопроекты депутаты уже успели принять в начале декабря и как они могут отразиться на жизни россиян.

1. Качество коммунальных услуг и безопасность жилища – главная тема недели

Рост платежей за ЖКХ и капремонт, качество обслуживания жилья и состояние своего двора на протяжении нескольких лет входят в перечень самых актуальных проблем для россиян. На минувшей неделе Госдума вплотную занялась наиболее острыми вопросами в этой сфере.

Прошел первое чтение законопроект «Справедливой России» и «Единой России», открывающий дорогу к заключению между поставщиками коммунальных ресурсов и собственниками прямых договоров по типовой форме, минуя посредничество в предоставлении коммунальных услуг со стороны УК и ТСЖ. Компромиссная депутатская редакция предполагает, что переход к прямым договорам с поставщиками электроэнергии, водоснабжения, отопления (а после «мусорной реформы» - и с компаниями по вывозу и утилизации отходов) не будет обязательным. В благополучных домах такое решение могут принять на общем собрании собственников, а автоматический переход на прямые договоры произойдет лишь в тех случаях, когда УК накопили долги перед поставщиком ресурсов, из-за чего он разорвал с ними посреднический договор.

Концепция проекта встретила единодушную поддержку в Госдуме. Переход к прямым договорам должен предотвратить ситуации мошенничества, когда недобросовестность отдельных УК, прокручивающих собранные деньги не по назначению, делает весь дом должником за коммунальные ресурсы и приводит к образованию пени и штрафов. Однако с добросовестных УК, ТСЖ и ЖСК возможность перевести собственников на прямые отношения с поставщиком ресурсов снимет «непрофильную» нагрузку – вопросы о своевременности оплаты жителями коммунальных услуг, качестве оказанных услуг, фактически поставленном объеме таких ресурсов. Сейчас, если накопилась задолженность отдельных собственников за воду и свет (например, арендаторов-юрлиц или владельцев инвестиционных квартир), именно ТСЖ приходится из других статей расходов на обслуживание дома покрывать кассовый разрыв перед поставщиком ресурсов, а потом самим взыскивать долги с нерадивых собственников. После перехода на прямые договоры претензионной работой по коммунальным долгам займутся сами поставщики.

Также на неделе с полуторагодичной задержкой исполнено решение Конституционного Суда РФ, который еще весной 2016 года признал за государством и муниципалитетами обязанность выполнить «советский недоремонт» тех многоквартирных домов, квартиры в которых были бесплатно приватизированы без проведения положенного капремонта прежним собственником - государством и органами МСУ. Столь продолжительный срок исполнения решения КС РФ оказался вызван тем, что Госдуме пришлось серьезно доработать исходную редакцию правительственного документа, внесенную год назад и одобренную в первом чтении еще весной 2017 года.

В итоговый законопроект принято более десятка поправок от «Единой России» (Павел Крашенинников), «Справедливой России» (Галина Хованская) и КПРФ (Алексей Куринный), расширяющих права жителей на капремонт. За властью, как и постановил КС РФ, сохранена обязанность за свой счёт отремонтировать дом в случае, если он был включён в план капремонта до даты приватизации первой квартиры, а ремонт так и не состоялся. Средства из бюджета на капремонт должны быть перечислены на счёт регионального оператора или на спецсчёт дома, но жители продолжат платить текущие взносы на капремонт. Однако благодаря депутатским поправкам, обязательства власти по «недоремонту» теперь сохранятся и в том случае, если за счёт бюджета состоялся только выборочный капремонт отдельных элементов, а другие системы остались не отремонтированными. Иными словами, государство и муниципалитеты не могут отказать в положенном бесплатном капремонте инженерных коммуникаций, ссылаясь на то, что в доме за счёт бюджета ранее была отремонтирована, например, кровля.

Кроме того, депутаты расширили объем гарантий для собственников всех остальных домов, которым предстоит капремонт в рамках региональных программ, а не только домов с «советским недоремонтом». Установлены гарантии участия собственников в приемке работ и получения информации от местных органов власти: если органы МСУ ненадлежащим образом проинформировали жильцов и фактически втянули «молчунов» в систему «общего котла», то это может аннулировать принятые решения, дав жителям право самим выбрать способ накоплений. Также жильцы ветхих домов получили надежду на капремонт в опережающем порядке тех систем, состояние которых критически важно для безопасности, – систем газоснабжения и замену лифтов. В интересах граждан также введен обязательный гарантийный срок на выполненные работы не менее 5 лет. Наконец, страховкой для жителей от растворения собранных в «общий котел» взносов должен стать прямой запрет признавать регионального оператора банкротом и принимать решения о его ликвидации.

Однако еще несколько социальных поправок оппозиции было отклонено. Так, депутатам не удалось расширить круг домов, претендующих на бесплатный капремонт, и обязать бюджет выплачивать компенсации жителям домов с «советским недоремонтом» в зачёт будущих взносов. Кроме того, за рамками решения КС РФ и законопроекта остались бывшие ведомственные дома и общежития, где капремонт не обеспечил бывший собственник в лице предприятия. Поэтому в решающем втором чтении законопроект был принят только голосами «Единой России», а «Справедливая Россия» и КПРФ голосовали против. Это значит, что тема капремонта останется поводом для новых социальных инициатив депутатов. Также злободневным для регионов и муниципалитетов останется вопрос об источниках финансирования невыполненных обязательств прошлых лет, иначе есть риск того, что реализация, безусловно, востребованного закона затянется не на один десяток лет или, что не менее опасно, повлияет на сроки планового капремонта остальных домов.

На протяжении всей сессии депутаты Госдумы уделяют особое внимание вопросам благоустройства дворов и придомовых территорий, вовлечения жителей в принятие решений по благоустройству. Дополнительные бюджетные средства в регионы на проекты благоустройства были найдены при рассмотрении бюджета на 2018–2020 годы. Также совсем недавно депутаты закрепили за жителями поселений возможность на локальных сходах принимать решения о самообложении на цели благоустройства своих населенных пунктов. А на прошедшей неделе депутаты единогласно приняли законопроект «Справедливой России», который переносит эту логику уже на уровень своего двора и позволяет жителям на общем собрании собственником МКД принимать решения о благоустройстве своей придомовой территории, для чего будет достаточно голосов простого большинства участников общего собрания.

При прежней схеме, когда вопросы благоустройства придомовых территорий, не прошедших межевание, находились полностью в компетенции местных властей, предложенный «сверху» проект благоустройства и его стоимость нередко вызывали обоснованное недовольство жителей. Новые нормы помогут самим заинтересованным жителям заниматься проектами благоустройства придомовой территории и контролем за тем, как на это расходуются деньги, внесенные, в том числе, из собственного кармана. Однако для этого жилищным активистам сперва придется убеждать своих соседей на общем собрании и всем вместе «научиться демократии» в отдельно взятом доме.

2. Споры вокруг автомобильных штрафов и парковок

Думская неделя принесла несколько важных новостей для автомобилистов. Однако сразу стоит отметить, что законы, о которых пойдет речь, даже после окончательного принятия вступят в силу с большой задержкой и сперва потребуют принятия специальных соглашений и подзаконных актов. Так что, ранее 2019 года они вряд ли успеют отразиться на дорожной ситуации в регионах.

Всех автовладельцев должно порадовать сообщение о том, что Госдума во втором чтении переработала скандальный правительственный законопроект «Об организации дорожного движения», избавив его от ярлыка «закона о платном въезде» в населенные пункты и отдельные внутригородские территории. Почти год понадобился депутатам, чтобы убедить правительство и власти автомобилизированных регионов отказаться от этой идеи. В конечном счёте, Госдума добилась того, что обозначенные депутатами в первом чтении условия дальнейшей поддержки были выполнены, а упоминание о возможности вводить платный въезд на отдельные территории - исключено. Благоприятной новостью для автомобилистов станет также прямая обязанность местных властей и дорожно-ремонтных компаний обеспечивать объезд участков дороги, которые в ходе капремонта или реконструкции сужаются более чем на 50%.

Кроме того, депутаты много внимания уделили тому, чтобы детально прописать систему мониторинга дорожного движения и критерии эффективности организации дорожного движения, сделав закон в этой части не бланкетным, а реально работающим. Взяв новые нормы на вооружение, и депутаты всех уровней, и общественные организации затем смогут проводить независимую оценку качества действий региональных и местных властей по борьбе с пробками и расширению пропускной способности дорог.

Впрочем, новые нормы законопроекта поднимают другие чувствительные для автовладельцев вопросы. ФЗ «Об организации дорожного движения» решено распространить на сферу парковочной деятельности. Законопроект упорядочивает и делает более понятным для граждан процесс создания платных парковок. В частности, депутаты предусмотрели, что федеральная власть выпустит методические рекомендации по определению размера платы за парковку, обязательные для учёта при составлении региональных методик, так как сейчас муниципалитеты устанавливают тарифы по своему разумению. Возможность снять социальную напряженность еще по ряду нюансов, связанных с платной парковкой, передана на уровень регионов. Так, региональными законами могут запрещаться платные парковки возле школ и детсадов, больниц и поликлиник, центров госуслуг, домов культуры, спортивных объектов, а также устанавливаться бесплатные часы или дни для парковки в платных зонах.

Однако наиболее конфликтной нормой, принятой депутатами, станет возможность органов МСУ вводить платные парковки общего пользования во дворах, не относящихся к придомовым территориям. Именно по этой причине все оппозиционные фракции голосовали «против» законопроекта. Хотя закон предусматривает, что жители смогут повлиять на этот процесс: соответствующие решения местные власти могут принимать только в соответствии с документацией по планировке территории (она при утверждении проходит через публичные слушания) и учитывая мнение собственников в прилегающих многоквартирных домах (а значит, общее собрание собственников может отказать муниципалитету). Кроме того, собственники получают лишний стимул добиваться межевания квартала и оформления парковочной части двора как придомовой территории: тогда нормы ФЗ «Об организации дорожного движения» не затронут парковки на таких участках.

После почти двух лет ожесточенных споров прошел первое чтение другой конфликтный правительственный законопроект в сфере дорожного движения, затрагивающий уже только столичных автолюбителей, – о праве МВД заключить соглашение с мэрией Москвы и передать полномочия по администрированию всех нарушений ПДД, зафиксированных системами фото- и видеофиксации (сегодня городские структуры самостоятельно администрируют только штрафы за нарушение правил парковки).

Спорная концепция принята на фоне систематической критики со стороны сообществ автовладельцев в адрес структур Дептранса Москвы за сбои в работе систем автофиксации нарушений правил парковки и неудобство процедуры оспаривания штрафов в МАДИ. По-видимому, окончательно чашу весов в пользу инициативы перевесила заинтересованность властей трех десятков других регионов в том, чтобы тоже самим заняться рассылкой штрафных постановлений. А также готовность ГИБДД отказаться от этих функций в условиях, когда инспекция не добилась расширения штата, чтобы поспевать за кратно выросшим количеством фотографий с камер контроля дорожного движения. Поэтому ко второму чтению законопроект из сугубо «московского» может стать «общероссийским», оставив за всеми регионами право заключать такие соглашения. Впрочем, пока Госдумой поддержана только базовая концепция. В преддверии выборов сначала президента, а потом и мэра Москвы дальнейшее продвижение проекта депутаты вполне могут обусловить повышением прозрачности для общества всей системы управления дорожным движением в регионах.

Прежде всего, заинтересованность правительства и регионов в принятии закона об администрировании дорожных штрафов позволяет Госдуме настаивать на разблокировании встречного депутатского законопроекта о прозрачности заключаемых федеральными органами власти с регионами соглашений о передаче полномочий в разных сферах. Такая инициатива подготовлена депутатами «Единой России» во главе с Павлом Крашенинниковым и должна была быть рассмотрена одновременно со спорным законопроектом об администрировании дорожных штрафов, - но слушание этого вопроса было перенесено на другой день. Если депутатские поправки будут приняты, все соглашения ФОИВ с субъектами РФ о передаче части полномочий (не только в дорожной сфере) должны будут регистрироваться и публиковаться в открытом доступе, а в отсутствие надлежащей публикации соглашение окажется не имеющим силы.

Далее, ко второму чтению (особенно если депутаты планируют распространить новый порядок взимания дорожных штрафов на все регионы) профильным комитетам Госдумы вместе с сообществами автомобилистов имеет смысл провести общественную экспертизу того, как работает система начисления и оспаривания штрафов за парковку в Москве. Ведь в будущем она может стать модельной и для остальных штрафов за нарушения ПДД в столице, зафиксированные комплексами фотофиксации, и для региональных административных дорожных инспекций.

Наконец, передача регионам полномочий по администрированию дорожных штрафов на фоне звучащих претензий к процедуре их обжалования - это повод для Госдумы вернуться к своему обещанию вместе с ГИБДД подготовить поправки, которые разрешат автомобилистам подавать все документы об отмене штрафа в электронном виде, через портал госуслуг.

История результативной, пусть и длительной переработки ФЗ «Об организации дорожного движения» говорит о том, что политической воли и компетенции у депутатского корпуса для решения таких задач достаточно.

3. Зоозащитники услышаны

Законопроект об усилении ответственности за жестокое обращение с животными, который Госдума в начале декабря приняла в решающем втором чтении - яркий пример успешной совместной работы депутатов с общественниками. За неделю до пленарного заседания комитет ГД по экологии провел расширенный круглый стол с зоозащитниками, на котором были выработаны новые поправки. Они, с одной стороны, усилили санкции и неотвратимость наказания за действительно жестокое обращение с животными, но одновременно убрали риск уголовного преследования в ряде распространенных профессиональных и бытовых ситуаций.

Напомним, изначальная версия законопроекта впервые ввела в статью 245 УК РФ санкцию в виде реального лишения свободы за жестокое обращение с животными из хулиганских, корыстных побуждений либо с применением садистских методов (до 3 лет), а такие же преступления группы лиц переводились в разряд преступлений средней тяжести с лишением свободы уже на срок от 3 до 5 лет. Кроме того, демонстрация в СМИ или Интернете случаев жестокого обращения с животными становилась самостоятельным признаком для отнесения преступления к категории средней тяжести. Благодаря этому правоохранительные органы получат новые инструменты расследования по делам о жестоком обращении с животными для доведения их до конца.

По итогам второго чтения депутатами и зоозащитниками дополнительно предложен работоспособный механизм борьбы с «догхантерами», для чего убийство сразу нескольких животных само по себе квалифицируется как преступление средней тяжести (даже если не удалось доказать предварительный сговор или групповой характер преступления). Для борьбы с пропагандой жестокого обращения с животными среди детей истязание животного в присутствии малолетнего тоже переведено в более тяжелую категорию, чем просто жестокое обращение из хулиганских побуждений. Как преступление средней тяжести будет квалифицировать и применение садистских методов обращения с животными. Наконец, повышена уголовная ответственность должностных лиц - вплоть до лишения свободы на 5 лет со штрафом до 2 млн. рублей. Это поможет зоозащитникам бороться с истязанием животных в приютах с ведома или молчаливого согласия их руководителей.

В то же время, благодаря другим поправкам второго чтения могут быть спокойны, что на них не распространится уголовная ответственность за исполнение своих профессиональных обязанностей (или против них не последует «донос от соседа»), представители нескольких групп. Это, в частности, ветеринары (из-под действия статьи 245 УК РФ выведено умерщвление безнадежно больных животных), фермеры (забой животных на продажу или в собственных нуждах не будет являться жестоким обращением), легальные охотники, научные работники, сотрудники правоохранительных органов со служебными животными, члены религиозных общин (в том числе мусульмане с их традицией жертвоприношения).

4. Защита интересов бизнеса

После принятия бюджета на новую трехлетку и связанных с ним изменений в системе налогообложения экономической деятельности бизнес-сообщество забило тревогу по поводу скрытого роста налогового бремени на уровне регионов и федеральных неналоговых платежей. Рассмотренный на неделе в первом чтении законопроект «Единой России», освобождающий бизнес от избыточного налогового администрирования, можно считать важным шагом навстречу бизнесу. Поправки упрощают компаниям прохождение налоговых проверок: камеральная проверка, связанная с кабинетным анализом инспекцией поданных налоговых деклараций, будет длиться не 3 месяца, как сейчас, а всего 1 месяц; повторная же выездная проверка налоговых органов в организации по уточненной декларации сможет проводиться лишь в части обоснованности уменьшения суммы налога, которую запрашивает компания. Кроме того, законопроект сокращает количество сделок между взаимозависимыми лицами, в отношении которых проводится ценовой контроль органами власти.

Еще одним шагом Госдумы навстречу бизнесу стало одобрение в первом чтении поправок, меняющих в пользу крупного бизнеса правила налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. Законопроект упростит для крупного бизнеса перенос убытков КИК на будущие периоды и снимет требование неоднократной подачи документов для подтверждения права КИК на освобождение от налога на прибыль.

Несмотря на неоднозначную реакцию ФНС России, выступившей против отдельных послаблений для налогоплательщиков, законопроекты получили поддержку бизнес-ассоциаций, экспертного сообщества и трех думских фракций - «Единой России», ЛДПР и «Справедливой России». Законопроекты были подготовлены в рамках реализации поручений из президентского Послания-2016 о донастройке налоговой системы в интересах бизнеса, и тем самым портфель выполненных Госдумой задач Послания-2016 пополняется еще одной позицией.