Контуры социальной платформы программы кандидата в президенты

Контуры социальной платформы программы кандидата в президенты

29 ноября 2017 г. 9:36

Антон Хащенко

Бытует мнение, что российское руководство и, в частности, сам президент уделяют бóльшую часть своего времени внешней политике в ущерб внутреннему развитию страны.

На самом деле, это далеко не так. Решение вопросов и в социальной сфере, и в экономике постоянно находит свое отражение в рабочем графике первых лиц государства. Другое дело, что это не всегда вызывает такой же ажиотаж в СМИ (и в лояльных, и в оппозиционных), как, например, какая-нибудь международная встреча на высшем уровне или уроненный в ходе нее стул. Отсюда и эффект кажущегося перекоса в приоритетах госуправления.

Прошедшее во вторник под председательством Владимира Путина заседание Координационного совета национальной стратегии действий в интересах детей является одним из таких постоянных мероприятий, на которых обсуждаются самые разные проблемы и предлагаются пути их решения.

Вместе с тем, заявленные в рамках заседания инициативы в силу их беспрецедентного для российской практики характера выводят его из числа «одного из многих» и, более того, позволяют сформировать первичные представления о социальной платформе в предвыборной программе ключевого кандидата в президенты.

Если говорить о повышении рождаемости, то сформулированы несколько основных направлений госполитики в этой сфере на ближайшие годы - поддержка многодетных семей и семей со скромными доходами, а также создание дополнительных стимулов для рождения второго и третьего ребёнка.

В практической плоскости Путиным был предложен целый ряд решений.

Во-первых, это продление до 31 декабря 2021 года действия программы материнского капитала с введением дополнительных возможностей его использования (ежемесячные выплаты нуждающимся семьям, оплата услуг дошкольного образования).

Во-вторых, существенное расширение числа регионов, которые получат софинансирование из федерального бюджета на выплату пособия на третьего ребёнка.

В-третьих, предоставление ежемесячной денежной выплаты при рождении первенца (до достижения им полутора лет) в размере прожиточного минимума ребёнка, установленного в субъекте Федерации. В среднем она составит (в зависимости от региона): в 2018 году –10 523 рубля, в 2019 году – 10 836 рублей, в 2020-м – 11 143 рубля. Выплаты будут носить адресный характер – для семей со среднедушевым доходом, не превышающим полуторакратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в субъекте Российской Федерации. Нетрудно посчитать, что в эту категорию попадёт значительное число молодых семей – от студенческих до только вышедших на рынок труда и еще не имеющих высоких доходов.

В-четвертых, запуск специальной программы ипотечного кредитования для семей, в которых с 1 января 2018 года рождается второй или третий ребёнок. Покупая жильё на первичном рынке или рефинансируя ранее полученные ипотечные кредиты, родители смогут рассчитывать на субсидирование государством процентной ставки сверх 6 процентов годовых (при рождении второго ребёнка – в течение 3 лет с даты выдачи кредита; третьего ребёнка – в течение 5 лет с даты выдачи кредита).

В-пятых, ежегодное выделение целевой финансовой помощи регионам из бюджета РФ на реконструкцию детских поликлиник, их капитальный ремонт и дооснащение оборудованием.

И, наконец, в-шестых, в течение двух последующих лет ликвидация очереди в яслях для детей от двух месяцев до трёх лет.

Со всей очевидностью, социальная платформа предвыборной программы Владимира Путина не будет ограничена исключительно вопросами повышения рождаемости и поддержки семей. Но даже этот блок просчитанных и выверенных инициатив говорит о том, что серьёзнейшее изменение ситуации в социальной сфере станет одной из главных задач потенциально возможного следующего президентского срока.