Новые критерии эффективности губернаторов: с кнутом всё ясно, не всё ясно с пряником

Новые критерии эффективности губернаторов: с кнутом всё ясно, не всё ясно с пряником

16 ноября 2017 г. 17:17

Президент Владимир Путин подписал указ об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов. Перечень показателей содержит 24 пункта.

В их числе - ожидаемая продолжительность жизни при рождении, динамика реальной среднемесячной начисленной зарплаты, отношение среднедушевых денежных доходов населения за вычетом сумм обязательных платежей и оплаты услуг ЖКХ к стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг, а также доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. Будут фиксироваться и такие показатели, как коэффициент доступности жилья, который будет исчисляться как количество лет, необходимых семье из трех человек для приобретения квартиры площадью 54 кв. м, с учетом среднего годового совокупного денежного дохода семьи.

Есть в перечне и такие критерии, оценку которым должно дать население региона. В частности, это касается условий для самореализации, в том числе для детей, удовлетворенности услугами в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, деятельностью органов власти, а также доли жителей, столкнувшихся с проявлениями коррупции.

Политтехнолог Дмитрий Фетисов считает, что новые требования станут в большей степени дополнительным стимулом для губернаторов работать для решения социально-экономических вопросов, чем объективным инструментом оценки их работы:

– Например, у нас есть регионы, где по ряду объективных причин показатели будут просто провальными (Ямало-Ненецкий АО, многие республики Северного Кавказа). А есть регионы, где губернатор может практически ничего не делать, но у него эти показатели будут в порядке (Москва, Краснодарский край). Нет общего знаменателя и общего критерия, который бы позволял всё это оценивать по совокупности и по равным условиям. И эти критерии не учитывают политических факторов. Зачастую губернатор считается неэффективным хозяйственником, но зато успешно сдерживает внутриэлитные конфликты в регионе и буквально готовит почву для приемника.

Вопрос выбора наказания для формально отстающих зависит от того, как оценивают губернатора в целом, в том числе и по политическим признакам. И если он отстающий – необязательно, что это будет отставка; может последовать какая-то помощь из федерального центра. Но, строго говоря, к каждому субъекту РФ нужен индивидуальный подход.

Политтехнолог Константин Калачёв считает, что 24 новых критерия, в принципе, охватывают все сферы жизни региона:

– Хотя, с моей точки зрения, хватило бы всего трех критериев: рост ВРП (валового регионального продукта), объем включенных инвестиций и социальное самочувствие населения.

В том случае, если бы выборы были конкурентными, можно было бы обойтись и без этого: сами избиратели ставили бы оценку губернатору на конкурентных выборах. Но поскольку у нас выборы носят референдумный характер, приходится придумывать критерии, которые должны держать губернаторов в тонусе, должны дать возможность правительству спрашивать с них по направлениям их работы и которые могут стать поводом для отставки, в конце концов.

Я не могу, как и все, не приветствовать внимание к проблематике регионального развития, но думаю, что нужен баланс. С одной стороны, нужно ужесточать спрос, и обозначенные критерии логичны, понятны, разумны и эффективны.

Но есть серьезная проблема. Во-первых, регионы находятся в неравных положениях. Новые губернаторы получают разные наследства. Одни получают регионы закредитованные, в которых нет реальных ресурсов и драйверов роста, регионы, возможности которых весьма ограничены. У других есть всё необходимое для того, чтобы быть или стать донорами. Понятно, что регионы разные, страна большая, и региональная депрессия связана не столько с деятельностью администрации региона, сколько с объективными обстоятельствами, в которых регион находится. Невозможно поставить знак равенства между Псковской областью и Ханты-Мансийским автономным округом. Это совершенно разные субъекты.

Нужно исходить из того, что одни регионы ресурсообеспеченные, другие – нет; одни удобно расположены, другие – нет; у одних преимущество в логистике, у других – в ресурсах. Дело еще и в том, что от губернаторов, к сожалению, зависит всё меньше. В отношениях с градообразующими предприятиями, с бюджетообразующими компаниями главы регионов зачастую не чувствуют себя равными партнерами. Регистрация головного офиса той или иной компании, работающей на территории региона, могла бы решить иногда половину проблем региона, но этого не происходит. Политический вес губернатора уменьшился, их возможности и влияние тоже уменьшились, породили чиновников. Но чиновник не способен на то, на что был способен в 90-е годы глава региона.

Надо расширять полномочия губернаторов, давать им рычаги, полномочия; надо помогать решать проблемы с крупными и мелкими, государственными и частными компаниями. О каком развитии малого бизнеса может идти речь в регионе, где малый бизнес находится под давлением силовиков? А губернатор ничего сделать не может.

На самом деле, с кнутом всё ясно, но не всё ясно с пряником.