​Рост акцизов на топливо и влияние экономики на политику

​Рост акцизов на топливо и влияние экономики на политику

19 сентября 2017 г. 11:43

Обзор прессы 19 сентября

Автолюбители всей России заплатят за региональные инфраструктурные проекты, а экономика неизбежно повлияет на общественные настроения перед выборами президента страны – таковы основные темы сегодняшней прессы.

 

"Комсомольская правда" сообщает о решении правительства поддержать инициативу Минфина и повысить в 2018 году акцизы на топливо. Сделать это планируется в два этапа: на 50 копеек с 1 января и с 1 июня. Как отметил министр финансов Антон Силуанов, такое повышение акцизов даст бюджету дополнительно 40 млрд. рублей.

  • Эти деньги будут направлены на развитие дорожной сети, в первую очередь в Крыму и Калининграде, - пояснил министр.

Однако в Минэнерго отмечают, что из-за повышения акциза цена на бензин в рознице может подскочить на 1,5% (примерно 60 копеек). Повысят дважды - соответственно рост составит 1 рубль 20 копеек. А есть еще рыночные риски роста цен на бензин. В общем, автолюбителям придется в очередной раз раскошеливаться.

"Самое спорное в этом предложении то, что данные налоги не являются целевыми, – цитирует газета руководителя Федерации автовладельцев России Сергея Канаева. – То есть никто не может дать гарантию, что деньги от сбора акцизов пойдут именно на строительство автодорог. К тому же правительство уже раз семь обещало при повышении акцизов отменить транспортный налог. Но сейчас понятно, что этого не произойдет".

В Госдуме отметили, что такое решение требует обоснования.

"Повышение акцизов – это косвенная налоговая нагрузка на граждан и на экономику. Если правительство предлагает повысить акцизы, то должно представить расчеты, – заявил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству Виталий Ефимов. – Пока у нас таких расчетов нет".

Политологи, опрошенные "Комсомолкой", считают, что особо пострадают граждане, которые живут там, где нет общественного транспорта, и пользуются автомобилем по необходимости. Сейчас, отмечают специалисты, рискованно играть на повышение - психологически порог цены важен. А снижение уровня продаж автомобилей аукнется для индустрии товаров, "заточенных" под авторынок.

"Газета.Ru" подчеркивает: повышение налогов и сборов — самый простой, быстрый и привычный для российских чиновников способ пополнения казны. Но довольно странно, что такие болезненные инициативы обсуждают именно в предвыборную пору.

Первая неожиданность состоит в том, что это повышение намного больше, чем предусмотрено Налоговым кодексом, пишет сетевое издание. В законе прописана индексация на уровень инфляции в 4% (официальный таргет Банка России). В таком случае это плюс 30 копеек за литр бензина и плюс 23 копейки за литр дизельного топлива. Но никак не «два раза по 50 копеек».

Вторая неожиданность в том, что федеральная власть чуть ли не впервые планирует повышение акцизов для всех граждан, чтобы вложить собранные средства в жизнь одного или двух конкретных регионов. У жителей других территорий поневоле возникнет вопрос: а какая выгода от этого их городам и селам? Не просто ли это привычный для государства способ вытрясти дополнительные деньги из населения, когда федеральный центр не хочет или не может тратить свои?

Ну а третья неожиданность в том, что новые фискальные инициативы возникли на фоне уже практически начавшейся предвыборной кампании Владимира Путина.

Понятно, что у государства сейчас всё более явные проблемы с деньгами на инфраструктурные проекты, пишет "Газета.Ru". И тех же дорог в последние 15 лет строят даже меньше, чем в «лихие» 90-е. Но внезапное присоединение Крыма в марте 2014 года заставило российские власти строить и Керченский мост, и автотрассу «Таврида». У этих проектов, кроме чисто экономического значения, есть и очевидное политическое — Крым является главным символом нового политического курса России как «вставшей с колен» независимой великой державы. Бросить его на произвол судьбы – нельзя, а денег взять особо неоткуда.

"Газета" вспоминает, что даже на волне эйфории от «крымской весны» россияне выступили категорически против «налога солидарности» на Крым. При этом, по факту всё, что происходит с российской экономикой с весны 2014 года, – в том или ином виде налог на Крым и Донбасс.

Таким налогом является и падение доходов населения в среднем на 20–25%. И почти двукратное удешевление рубля. И два с половиной года экономического спада, и нынешний небольшой восстановительный рост, который вдвое ниже среднемировых темпов роста. И замораживание пенсионных накоплений. И война санкций и ее последствия. Кроме того, именно крымские власти стали инициаторами введения в России курортного сбора, закон о котором был принят этим летом.

Все разговоры об экономике будущего, сетует издание, остаются только разговорами. А в «экономике настоящего» государство с громадными коррупционными издержками (проще говоря, воровством на всех уровнях) тратит гигантские средства на дорогие инфраструктурные проекты с минимальными или нулевыми шансами на окупаемость. А деньги на это намерено собирать всё с тех же граждан, потому что инвесторов сегодня днем с огнем не найти.

"Пока механизма спроса с власти за налоговую политику в стране нет (выборы таким механизмом сегодня явно не являются), мы так и продолжим платить налоги на любые политические кульбиты государства. И никак не сможем проверить, действительно ли нужные автотрассы и мосты стоят тех денег, которые за них просят (или скорее уже требуют) с нас государственные управленцы", – заключает "Газета.Ru".

"Профиль" пишет, что в данный момент покупательная способность снижается, внутренний спрос уже несколько лет находится на крайне низком уровне, и в таких условиях вводить дополнительные сборы, которые должны привести к росту инфляции, крайне опрометчиво: производители вынуждены будут поднять стоимость топлива, чья цена напрямую влияет на все продукты.

Необходимо понимать, что увеличение акцизов на бензин — это, скорее всего, лишь первый этап увеличения сборов с населения для решения проблем развития дорожной сети Крыма, отмечают эксперты издания. Если слухи верны, и в правительстве рассматриваются варианты повышения сборов с операторов мобильной связи, то население может ожидать повышение стоимости "цифровых" услуг, особо не связанных с ценами на топливо.

Однако рост цен на бензин из-за подорожания акцизов может быть «скрыт» рыночным подорожанием и индексацией на инфляцию. Иными словами, цены всё равно вырастут, и понять, что виноват именно «налог на Крым», простым водителям будет сложно.

"Московский комсомолец" сосредотачивается на теме индексации пенсий работающим пенсионерам. Министр финансов и министр труда России, похоже, окончательно закрыли тему индексации пенсий работающим пенсионерам, заявив сегодня в один голос, что ничего подобного в будущем году ждать не стоит. Газета задает вопрос: насколько разумным и взвешенным можно считать это решение - в том числе с точки зрения приближающихся президентских выборов?

Общее мнение экспертов можно свести к тому, что экономия на работающих пенсионерах имеет мизерный эффект, но нанесет огромный ущерб.

По идее, говорят эксперты, последняя осень заканчивающегося президентского срока - самое время для раздачи предвыборных подарков. Но вместо этого весьма значительной части электората объявлено, что гостинца, на который делались достаточно прозрачные намеки в начале года, не будет. Это создает дополнительный повод для недовольства аккурат перед мартовскими выборами, победитель которых должен стать "президентом всех россиян".

Впрочем, оптимисты уверены, что политически власть не рискует. Люди не связывают напрямую результаты социально-экономической политики с первым лицом государства. Недовольство уровнем жизни, конечно, присутствует, но на рейтинг президента это непосредственного влияния не оказывает, говорят эксперты "МК".

В комментарии для газеты главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН) Евгений Гонтмахер отметил, что пенсии работающих пенсионеров не индексируют уже два года. И никаких следов недовольства пока не видно. Люди не выходят, не протестуют, не заявляют о том, что ущемляются их права. Хотя ущемление, безусловно, имеет место.

"Единственная зафиксированная реакция - то, что работающих пенсионеров стало меньше. То есть люди в этих условиях, скорее всего, переходят в тень - продолжая работать, перестают получать заработную плату официально. То есть, как говорится, не мытьем, так катаньем. А страдающей стороной является как раз государство, недобирающее налоги и социальные взносы. В России давно уже заявлена борьба с нелегальной занятостью, но ее масштабы только растут. По некоторым оценкам, чуть ли не 30 процентов людей получают зарплату полностью или частично в конвертах. И такие недальновидные решения, как отказ от индексаций пенсий работающим пенсионерам, еще больше усиливают эту тенденцию", – считает эксперт.

Что же касается президентских выборов, то Евгений Гонтмахер думает, что они вряд ли будут сопровождаться какими-то социальными подарками. На это у государства просто нет денег. Путинская предвыборная кампания будет проходить под лозунгом: "Ребят, мы прошли самое плохое, могло быть хуже. Будьте довольны хотя бы тем, что у вас есть".

"Газета.Ru" подсчитывает расходы федерального бюджета на исполнение майских указов президента Владимира Путина. Они составят 2,2 трлн. руб. в следующие три года. Кроме дополнительных доходов от скромного экономического роста и стабильных цен на нефть, указы будут профинансированы за счет заморозки пенсионных накоплений, отсутствия индексации пенсий работающих пенсионеров и материнского капитала.

К майским указам, напоминает издание, относятся 11 документов, подписанных Путиным 7 мая 2012 года сразу после президентских выборов. Наиболее дорогими и спорными считаются обещания, связанные с повышением зарплат бюджетников.

Майские указы предполагалось исполнить до конца текущего президентского срока Владимира Путина. Кроме расходов по индексации зарплат в рамках общего подхода к фонду оплаты труда, они не должны были создавать дополнительную нагрузку на бюджет. Однако этого не произошло, и правительство продолжает выделять средства на указы.

При этом, бюджет, который был рассмотрен на заседании правительства в понедельник, практически не содержит прямых указаний на возможность профинансировать предвыборные обещания 2018 года.

Кроме упоминаний о необходимости поднять МРОТ до уровня прожиточного минимума и индексации пенсий неработающим пенсионерам с 1 января 2018 года, в документе правительства оказалось много непопулярных решений, пишет "Газета". Речь идет об индексации акцизов на топливо, табак, алкоголь и уменьшении беспошлинного порога ввоза товаров гражданами.

Также уменьшен трансферт на обязательное пенсионное страхование в связи с очередным продлением моратория на взносы в накопительную составляющую пенсионной системы. Мораторий продлен до 2020 года.

Трансферт Пенсионному фонду России сокращается на 30% к уровню 2017 года. Вместе с отказом от индексации пенсий работающим пенсионерам «на осуществление пенсионного обеспечения» в 2018 году предполагается сэкономить 219 млрд руб. А общая экономия на пенсионном обеспечении составит чуть более полутриллиона рублей.

По мнению экспертов "Газеты", отсутствие масштабных предвыборных проектов в бюджете вызвано необходимостью правительства платить по обязательствам прошлых выборов.