​Эксперты о том, к чему приведут попытки позвать российскую молодежь на участки для голосования, используя её язык

​Эксперты о том, к чему приведут попытки позвать российскую молодежь на участки для голосования, используя её язык

31 августа 2017 г. 16:11

На молодежном форуме "Таврида" в Крыму вновь была озвучена тема поиска будущего, к которому Кремль хочет привлечь молодых граждан России. Как выразился один из участников мероприятия, "время молодых"это тренд ближайшего времени.

В частности, перед властью стоит задача повысить явку на предстоящих весной выборах президента за счет молодежи, используя для этого неординарные ходы и социальные сети. Газета "Ведомости" (которой удалось познакомиться с концепцией разработчика информационной кампании, по итогам конкурса выбранного ЦИК) очерчивает круг возможностей: от мониторинга и реагирования на "негатив" до флешмобов, предлагающих "добежать до выборов" или сделать селфи на избирательном участке.

Отмечается, что в целях распространения информации о выборах могут быть использованы мемы – легко распространяемые смысловые единицы. Как пример авторы концепции предлагают фразу: "Куда ушел Малахов? На выборы", — добавляет газета.

​По просьбе Политаналитки эксперты анализируют, услышит ли российская молодежь свою власть, пытающуюся говорить с ней на непривычном для себя языке.

Руководитель "Политической экспертной группы", политтехнолог Константин Калачёв отмечает, что описанный в прессе инструментарий традиционен для людей, желающих поднять явку:

​– Всё это уже было. Вопрос инструментов не стоит, инструменты все уже понятны и известны, и если не использованы у нас, то использованы, как минимум, в других странах. Кстати говоря, эти инструменты использовались и по ходу региональных выборов в России.

​Здесь вопрос содержания. Проблема содержания – это главная проблема. Мне кажется, что такие рассчитанные на молодежь лозунги, как "Голосуй – не комплексуй" или "Под лежачий камень вода не течет", выглядят несколько натянуто, неинтересно, не органично, не модно, не круто. В лозунге "Голосуй – не комплексуй" просится другая рифма. А "Под лежачий камень вода не течет" – вообще не понятно о чем, никакой конкретики.

​Впрочем, сами креативщики говорят, что они только приступают к этой теме, что пока это только наброски. Может быть, не до конца все карты раскрыты. Может быть, что-то лежит в долгом ящике и ждет этой кампании. Будем надеяться, что креативность их не подведет.

​Но понятно, что одна креативность не является решением проблем. Для многих людей выборы неинтересны просто в силу отсутствия интриги. Всё дело в предсказуемости. Что может служить мотиватором? Импровизация выборов, превращение выборов в праздник? Для малых населенных пунктов, наверное, да: там выборы как повод других посмотреть, себя показать. Приходишь, а там атмосфера, музыка-буфет, воздушные шарики. Можно и селфи сделать, поучаствовать в конкурсах. Но всё-таки большая часть российских избирателей сосредоточена в мегаполисах, а там праздников хватает.

​Организация выборов как праздник не является решением проблемы, как не является её решением информированность. Для начала каждый избиратель должен знать, где находится его избирательный участок. Очевидно, президентские выборы, имеющие референдумный характер, мотивируют горячих сторонников Путина прийти проголосовать за него. Но они не мотивирует тех, кто хотел бы проголосовать за кого-то еще, потому что традиционный набор вряд ли устроит тех, кто настроен на перемены.

​Что будет предложено сторонникам перемен? Это главный вопрос. Путину ничего не угрожает, он побеждает так или иначе. Но понятно, что если говорить о мобилизации электората парламентских партий, я сомневаюсь, что Зюганов способен мобилизовать весь электорат КПРФ, а Миронов – весь электорат СР. Только Жириновский является наиболее эффективным политиком для мобилизации электората ЛДПР. А дальше возникает проблема: что делать с теми, кто не участвовал в думских выборах, потому что не видел там достойных, не знал, за кого голосовать. А таких много, как реализовать их запрос?

​Можно искать любые технологические приемы, можно исповедовать рекламный подход, можно придумать всякие фишечки. Можно постучать каждому в Фейсбук, ВК, в "Одноклассники"; можно поменять картинку и интерфейс на главной странице Mail.ru. Можно обзвонить избирателей, положить листовку в каждый почтовый ящик, наклеить на дверь подъезда приглашение. Но те, кто не видит смысла приходить на выборы из-за абсолютной предсказуемости результата, всё равно не пойдут, хоть сто раз постучись.

Политтехнолог Дмитрий Фетисов задается аналогичным вопросом: сработает ли эта технология?

​– Я считаю, что это, по сути, просто пустая трата денег. По одной простой причине – ввиду того, что уже понятно, что будет выдвигаться Путин, у которого нет и близко серьезных оппонентов. Следовательно, при реализации этой технологии может получиться такая картина: та часть молодежи, которая хотя бы частично интересуется политикой и довольна положением дел в стране, и так пойдет на выборы, чтобы выразить доверие действующему президенту. Критически настроенные молодые люди, не увидев никакой альтернативы Путину, за которую можно было бы проголосовать, просто проигнорируют выборы. Так что, такой подход никак не сыграет на повышение явки.

​Думаю, надо делать так, чтобы какие-то стратегические и идеологические вещи могли заинтересовать избирателя. Либо это какой-то вопрос о референдуме по доверию Путину, либо какие-то другие схожие вопросы. Для того, чтобы избиратель четко понимал, что ему надо идти на выборы, и пусть вопрос о президенте решен и понятен, но то, каким будет следующий срок, – зависит от каждого гражданина. Это уже идеологическая вещь.

​В данном случае мы видим попытку заменить технологией идеологическое и стратегическое позиционирование. И пока таких примеров, когда технология успешно решала глобальные вопросы, я не знаю. Думаю, об этом надо говорить ближе к зиме, когда будет понимание, будет принята стратегия на президентскую кампанию. Пока же, повторяю, это всё выглядит как откровенная и пустая трата денег без всякого эффекта.

Член Российской ассоциации политических консультантов Дмитрий Гусев уверен: для того, чтобы молодежь пришла на выборы, не существует одной "серебряной пули":

​– Нужно делать и то, и то. И мемы нужно делать, и кандидаты должны стараться как-то о себе рассказывать, друг с другом спорить, и в интернете должно быть всё. Всё это вместе сработает, а чего-то одного недостаточно.

​Молодежь против власти не настроена. Год назад рейтинг Медведева среди молодежи был 50%: это выше чем рейтинг партии ЕР. Есть оппозиционно настроенные, есть вообще аполитичные. Кто определяет сознание молодежи? В том числе крупные СМИ и сетевые медиа.

​Сработает ли эта стратегия, зависит от ситуации, от уровня выборов. На это и надо смотреть. Не всё, что подходит для президентских, будет работать на парламентских, и наоборот. В каждом случае надо смотреть, какие инструменты лучше всего подходят.