Не дать экономике остаться в тени

Не дать экономике остаться в тени

25 августа 2017 г. 18:35

Антон Хащенко

По данным Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС, доля работников, вовлеченных с различной интенсивностью в «теневой» рынок труда (то есть ежемесячно имеют неоформленную работу или получают зарплату «в конверте»), выросла в России до 44,8% с 40,3% в 2016 году. При этом постоянно включены в «теневой» рынок труда 31,4%, или 23 миллионов работников (в 2015-м - 28,8%).

Ранее Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA) обнародовала собственное исследование, из которого следует, что объем теневой экономики в России в 2016 году составил 39,07% ВВП (или 33,55 трлн руб.).

Свою оценку по зарплатам в конвертах представил и Росстат. По мнению ведомства, фонд скрытой оплаты труда в 2016 году держался на уровне 25,3%.

На этом фоне очевидно, что те результаты, которыми может похвастаться государство в борьбе с неофициальными доходами (810 тыс. работников выведены из неформальной занятости в течение первого полугодия 2017 года, за последние два года число легализованных работников достигло 4,5 млн), всё же являются каплей в море и в целом не соответствуют задаче ощутимого изменения ситуации.

Учитывая тот факт, что существующее положение дел приводит не только к серьезным проблемам наполнения бюджетов (включая «дырявый» ПФР), но и к попыткам ликвидации отдельных последствий оного окольными путями (идеи повышения пенсионного возраста, введения взносов на обязательное мед. страхование для неработающего населения и др.), указанная проблема выходит за рамки исключительно экономической и приобретает характер политической. Особенно на фоне поиска образа будущего России в целом и ее экономики, в частности.

Как минимум, по той причине, что предлагаемые сегодня варианты ее решения так или иначе серьезно затрагивают интересы той или иной группы: перекладывание части нагрузки на плечи наемных работников не понравится последним, как и жесткая деятельность правоохранительных и налоговых органов явно не придется по душе малому и среднему бизнесу. Со всеми вытекающими из этого вопросами электорального плана.

Но отсутствие каких-либо серьезных шагов по ее устранению даже в краткосрочной перспективе может привести к не менее неприятным последствиям.«Дыры» в бюджетах в любом случае придется чем-то затыкать, и это что-то не появится из воздуха.Даже при благоприятной ценовой конъюнктуре на энергоресурсы политика «затыкания дыр» приводит к изъятию средств, которые могли бы послужить для решения иных, не менее важных задач развития.

В условиях же ограниченных ресурсов (что, скорее всего, останется на ближайшие годы для России реальностью) это означает серьезное недофинансирование других сфер, как и дополнительное повышение фискальной нагрузки для тех, кто и так является добросовестным налогоплательщиком.