Муниципальный фильтр: ограничение конкуренции или преграда для лентяев?

Муниципальный фильтр: ограничение конкуренции или преграда для лентяев?

24 июля 2017 г. 10:35

Дмитрий Фетисов

Одной из главных тем прошедшей недели стала очередная дискуссия о будущем муниципального фильтра. Случилось это из-за того, что пройти эту процедуру не смог мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, который своим призывом бойкотировать выборы главы Свердловской области и спровоцировал эти обсуждения.

В этом году исполняется ровно пять лет, как в страну вернулись прямые губернаторские выборы и был введен муниципальный фильтр. И за это время о необходимости его отмены не говорил, пожалуй, только ленивый. Однако до сих пор многие смотрят на эту процедуру очень однобоко.

Начнем с актуального. А хотел ли собственно Евгений Ройзман вообще собрать эти подписи? Политик он в регионе известный, хотя и немного растративший свою популярность за последние годы. Но соперничать он собирался с Евгением Куйвашевым, к которому и жители региона, и политические элиты относятся еще менее однозначно.

Мог бы Ройзман собрать подписи в Свердловской области, где корпус муниципальных депутатов настолько пестр и разнообразен, что даже ресурсной «Единой России» бывает очень непросто проводить там выборы? На мой взгляд, мог бы, если бы такая задача действительно стояла. И деньги на кампанию смог бы найти: крупных предпринимателей, недовольных Куйвашевым, в регионе хватает, и на политику они всегда охотно тратятся.

Но на мой взгляд, добиться он хотел другого. В пользу этого говорит и тот факт, что он некоторое время метался: сначала заявлял о отсутствии намерений выдвигаться, а потом поменял планы. Об этом свидетельствует и невнятный старт кампании после выдвижения, хотя плохим пиарщиком Ройзмана не назовешь, генерировать информационные поводы вокруг своей персоны он умеет.

Вся эта история с попыткой баллотироваться на пост губернатора мне кажется пиаром. Считаю, что цели участвовать в выборах у Ройзмана и не было. Он умеет просчитывать риски, и в случае проигрыша серьезно попортил бы своё реноме, а стопроцентной уверенности в победе у него и нет. Вот поэтому для него оказалось проще заявиться и сняться, а потом обвинить во всём пресловутый муниципальный фильтр.

Но так ли он непреодолим? В 2012-м году Вадим Потомский без проблем собрал подписи муниципальных депутатов на выборах губернатора Брянской области. А это даже не Свердловская область, где для Ройзмана сбор подписей мог бы пройти в более комфортных условиях, если бы он захотел. Николая Денина, который на тот момент был действующим губернатором и главным оппонентом Потомского, в регионе не любили, но боялись. Область Денин контролировал, и собрать подписи мундепов там было непросто, но Потомский справился. Выборы проиграл, но кампанию провел шумно, показал, что у него есть характер и впоследствии стал губернатором уже Орловской области.

Почти собрал подписи на тех же выборах и предприниматель Вячеслав Рудников. Две подписи которого оказались задвоенными с подписями Денина, но две подписи – это тонкая грань, и пример Рудникова можно считать почти успехом.

Собирали подписи без особых проблем и Олег Денисенко на выборах губернатора Омской области, и Сергей Левченко на выборах губернатора Иркутской области. Прошел муниципальный фильтр и Алексей Куринный, принимавший участие в выборах губернатора Ульяновской области. Все эти люди были жесткими оппонентами действующих глав регионов, и соперничество было серьезным, что автоматически нивелирует тезис о муниципальном фильтре как механизме недопущения до выборов неугодных.

Проблема муниципального фильтра, как говорится, в умении его готовить. Какие выборы более конкурентные? Когда человек начинает губернаторскую кампанию за несколько месяцев до даты выборов и в спешке собирает подписи для муниципального фильтра, а потом наскоком ведет избирательную кампанию? Или когда начинает работать в регионе ещё за несколько лет до выборов, повышает свой рейтинг, формирует пул своих муниципальных депутатов и за счет этого серьезно повышает свои шансы?

Для меня ответ очевиден. Но успешные примеры прохождения муниципального фильтра имели место даже при первом варианте, за исключением, пожалуй, случая Левченко. Но может тогда надо дискутировать не об отмене муниципального фильтра, а о том как научить элиты им пользоваться? Ведь при грамотном применении эта процедура стимулирует политическую конкуренцию и увеличивает шансы оппозиционного действующей региональной власти кандидата на победу.

Начав кампанию за несколько месяцев до выборов, должность губернатора не получить, какие бы огромные ресурсы на достижение этой цели не тратились. Потому тратить их надо с умом, а не сжигать сразу в «электоральной печи».