Новое лицо Государственной Думы

Новое лицо Государственной Думы

21 июля 2017 г. 16:07

Антон Хащенко

Итак, завершилась весенняя сессия Государственной Думы и поэтому имеет смысл подвести некоторые итоги. Тем более, что за этот без малого год работы нового созыва нижняя палата российского парламента обрела новое, привлекательное для избирателя лицо с характерными чертами, о которых и пойдет речь дальше.

Если посмотреть в ретроспективе на все те управленческие и организационные новации, которые вводились в стенах Думы, начиная с октября прошлого года, то становится очевидной их подчиненность одной общей цели – существенному повышению качества законотворческой деятельности.

Борьба с прогулами и изменения в собственном регламенте, усиление экспертной составляющей для оценки регулирующего воздействия принимаемых законов, выстраивание адекватного режима взаимодействия с правительством, в том числе и через обязательное предоставление им подзаконных актов к рассмотрению социально-значимых законопроектов в третьем чтении, борьба с ведомственным лоббизмом, активное использование формата парламентских слушаний с участием граждан – всё это и многое другое несомненно работало на достижение этой цели и дало в комплексе необходимый эффект.

Если говорить о количественных показателях, то с начала своей работы Госдума VII созыва приняла 427 законов. Для сравнения, за аналогичный период 2015-2016 гг. было принято 584 закона, в 2014-2015 гг. - 543 закона. В процентном же выражении из всех внесенных законопроектов было принято только 58%. Иными словами, мы видим, как на смену, порой, механическому рассмотрению законопроектов в прошлых созывах, пришел подход, ориентированный на качество итогового продукта.

Отдельного внимания заслуживают уже упомянутые парламентские слушания, которые стали в этом созыве нормой при принятии резонансных законов (о реновации жилья, защите обманутых дольщиков, бюджете и т.д.). И, судя по заявлениям спикера Госдумы Вячеслава Володина на заключительном заседании весенней сессии, эта практика будет распространена на все социально-значимые законопроекты перед их рассмотрением во втором чтении.

Не менее важным достижением нынешнего созыва нижней палаты парламента, которое нужно обязательно сохранить, можно считать постоянное нахождение консенсуса среди очень разных людей, представляющих разные политические силы.

Если консенсусное голосование в прошлом созыве было обусловлено в большей степени факторами внешними - Крым, санкции и прочее. То в текущем оно плоть от плоти политическое - через нахождение компромиссов, через учет интересов всех фракций и включение их предложений в итоговую версию того или иного законопроекта.

То есть через политику, как искусство возможного. И это, конечно, большой шаг вперед с точки зрения степени взаимодействия всех субъектов в парламенте (а их на два порядка больше, чем количество фракций, там каждый, даже самый тихий - единица, требующая внимания). В конечном итоге, влияющий, как на качество конкретных законопроектов и восприятие их в обществе, так и уровень доверия ко всему институту парламентаризма.

На последнем стоит остановиться отдельно. Поскольку и социологические замеры, и экспертное мнение в общем-то едины в том, что всего за год Государственной Думе удалось сделать, казалось бы, невозможное – существенно повысить уровень доверия граждан к этому институту. Сегодня более половины россиян, а если быть точным – 52,5% (ВЦИОМ), одобряют деятельность наших депутатов.

К слову, этот показатель, является высоким не только для российских реалий, но и выгодно выглядит по сравнению с аналогичными показателями в странах с куда более продолжительными демократическими традициями. К примеру, уровень одобрения Конгресса США рядовыми американцами по данным Института Гэллапа держится около отметки в 20% (порядка 74%, напротив, недовольны).

И наконец, не менее важным является еще одно направление деятельности депутатов этого созыва – серьезное развитие отечественной парламентской дипломатии. География сотрудничества – от стран постсоветского пространства до Европы и Ближнего Востока. Уровень диалога – от коллег по национальным парламентам и межпарламентским структурам (ПА ОБСЕ, ПАСЕ, ПА ОДКБ), до первых лиц государств (Южной Кореи, Сербии, Казахстана и др.). Таким образом, за этот год Дума стала играть качественно иную роль и во внешней политике страны. Что, в результате, приносит ощутимую и конкретную пользу интересам России в мире.