ХАЩЕНКО: Ведомственный лоббизм – это неуважение к процедурам!

ХАЩЕНКО: Ведомственный лоббизм – это неуважение к процедурам!

30 мая 2017 г. 18:08

В Госдуме стало меньше ведомственного лоббизма, заявил спикер Вячеслав Володин.

Правительственных законопроектов, которые вносятся через депутатов, по оценке главы нижней палаты, сейчас «минимально», как и подобных законопроектов от администрации. Володин считает, что «неофициально» внесенных инициатив от правительства сейчас в портфеле Госдумы не более 15-ти: «Мы свели отраслевой лоббизм на «нет», это очень маленькая цифра. Доля законопроектов депутатов выросла».

Напомним, что о недопущении ведомственного лоббизма говорил в Госдуме и премьер Медведев в ходе своего отчета перед депутатами.

Согласно официальной статистике, в этом созыве в Думе находится на рассмотрении 25 законопроектов президента, 202 законопроекта от сенаторов, 921 депутатский законопроект и 280 законопроектов от правительства.

Из значимых депутатских законопроектов, решающих социально острые проблемы, можно вспомнить натуральное ОСАГО (вносили эсеры) или депутатский законопроект по исправлению ошибок в системе платежей за ОДН, напомнил в интервью газете "Ведомости" директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ Александр Пожалов.

Основная работа по правительственным проектам идет в комитетах на стадии доводки их до второго чтения, разъясняет эксперт: «Лесная амнистия, проект о "платном" въезде, о дачных и садоводческих товариществах - это наиболее острые примеры таких законов. По ним Дума теперь чаще прибегает к формату, когда уже в постановлении о принятии в первом чтении отдельно указываются обязательные направления его доработки ко второму». Именно более активная экспертная работа в комитетах и привлечение большего числа комитетов к работе над законопроектами правительства - это способ профилактики ведомственного лоббизма, заключает Пожалов.

Политолог Антон Хащенко считает борьбу с ведомственным лоббизмом важным аспектом реформ, через которые проходит Госдума. Своим мнением эксперт поделился с Политаналитикой:

– Какой-нибудь замминистра, или руководитель ведомства мог так запросто через уважаемого депутата занести и провести законопроект, через ГД, минуя все процедуры, в том числе и соответствующую правительственную комиссию. Возникает большой вопрос, зачем тогда нужны эти процедуры?

По сути, мы видим проявление неуважения к процедурам: зачем с Госдумой разговаривать как с субъектом, когда можно через депутата спокойно провести (к вопросу о о статусе и роли ГД, и её месте в законотворческой деятельности). Это порочная практика! Как один из результатов – невысокое качество законопроектов. Потому что они даже не прорабатываются на уровне правительства. На уровне правительства анализ юридической составляющей гораздо выше, чем на уровне какого-нибудь ведомства.

С этой практикой идет борьба с самого начала работы нового созыва. К этому подключилось само правительство, потому что им это тоже крайне невыгодно, чтобы мимо них законы проходили, и Медведев к этой теме подключился. В короткие сроки этот ведомственный лоббизм сведен к минимуму. Это очень хорошо, потому что мы видим повышение статуса и роли ГД в целом. Это первое.

Второе – депутатские инициативы. Среди них прежде было очень много популистских. Встречаются такие инициативы и сейчас. Чтобы побороться с этой историей, спикером Володиным затеяны большие реформы, связанные и с экспертными советами, и с созданием соответствующего профильного центра при ГД, где могли бы законопроекты дорабатываются. В этом направлении работа идет, в том числе по вопросу обязательного рассмотрения законопроектов во фракции. И популистские законопроекты, внесенные депутатами мимо фракции (в том числе, и депутатами-единороссами), в конечном счете отзываются.