ЭКСПЕРТЫ: Отмена открепительных повысит доверие избирателей и прозрачность процедуры выборов

ЭКСПЕРТЫ: Отмена открепительных повысит доверие избирателей и прозрачность процедуры выборов

24 мая 2017 г. 17:59

Госдума отменила открепительные удостоверения на выборах. Это решение позволит голосовать по месту пребывания на выборах президента в марте 2018 года и на региональных выборах, начиная с 10 сентября этого года.

Пакет предложений по коррекции выборного законодательства внесли в начале марта глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас и его коллега Анатолий Широков. Инициативы, разработанные при участии Центризбиркома, были одобрены нижней палатой в первом чтении 12 апреля и дополнены ко второму чтению. Так, изначально механизм голосования по месту пребывания был отдан исключительно на откуп ЦИК, а в последующей редакции рамочные нормы регламента Центризбиркома были закреплены в законопроекте.

Согласно документу, гражданин может быть включен в список избирателей, заблаговременно подав заявление по месту пребывания в порядке, установленном ЦИК. Закон устанавливает сроки, когда можно это сделать - не ранее чем за 45 дней до дня голосования и не позднее 14:00 субботы накануне выборов. Подать заявление можно будет только при наличии паспорта или временного удостоверения личности, если паспорт меняют.

Закон также предусматривает упрощение требований к подписным листам, в которых проставляются автографы избирателей в поддержку того или иного кандидата. К примеру, парламентские партии могут выдвигать кандидатов на пост президента без сбора подписей избирателей, непарламентские партии должны собрать не менее 100 тысяч подписей, чтобы их кандидаты были зарегистрированы. Кандидату-самовыдвиженцу для регистрации на выборах необходимо собрать минимум 300 тысяч подписей.

В изначальной версии законопроекта предусматривалось разукрупнение избирательных участков с целью сокращения численности избирателей на каждом с 3 тыс. до 1,5 тыс. В соответствии с поправками, утвержденными депутатами, проводить такое разукрупнение можно будет только по согласованию с региональными избиркомами и ЦИК. Решения об изменении границ избирательных участков должны приниматься не позднее чем за 70 дней до дня выборов.

Добавим, что в среду 24 мая ЦИК объявила срок начала президентской кампании 2018 года. Она должна стартовать в промежутке с 7 по 17 декабря. Об этом журналистам сообщила секретарь Центральной избирательной комиссии РФ Майя Гришина. Она также напомнила, что Госдума приняла в третьем чтении поправки в законодательство, которые регулируют вопрос назначения выборов президента. Теперь закон должны одобрить в Совете Федерации, после чего документ направят на подпись президенту. Согласно поправкам, дату голосования могут назначить на неделю позже, в случае если день выборов приходится на праздничный день или на воскресенье.

Глава Центра содействия законотворчеству Вадим Виноградов в комментарии нашему порталу напоминает, что отмена открепительных удостоверений обсуждается очень давно:

– Это то, что просила сделать парламентская оппозиция. И думские единороссы пошли коллегам навстречу. Тема хорошо известна, и претензии к открепительным удостоверениям высказывались постоянно. Не знаю, как это решение отразится на массовой психологии избирателя, повысится ли электоральная дисциплина. Прогнозировать сложно – это, скорее, гадание на кофейной гуще. Я смотрю на этот вопрос, в первую очередь, с точки зрения конституционного права. В этом смысле, когда участков больше, а прийти на выборы можно не только по месту регистрации, и процедура такого голосования упрощается - это гораздо удобнее избирателям, потому что повышает шаговую доступность. И это правильно.

Доктор политических наук, политолог Ростислав Туровский называет решение об отмене открепительных и другие поддержанные депутатами изменения в избирательном законодательстве довольно серьезными:

  • Изменения должны еще пройти апробацию во время ближайших избирательных кампаний. С этой точки зрения тестовыми будут президентские выборы 2018 года. У меня есть ощущение, что это решение принимается не только под президентскую кампанию, и не только для решения более частной задачи по повышению явки. Они работают на перспективу.

С сущности, задумка правильная, связанная с тем, чтобы спрямить избирателям, что называется, дорогу к избирательным участкам. Другими словами, снять препятствия организационно-технического характера, с которыми может сталкиваться отдельно взятый избиратель, и которые могут помешать ему прийти на избирательный участок и проголосовать.

Шаговая доступность избирательного участка – это вещь важная, хотя это вызывает споры, так как связано и с увеличением аппарата избирательных участков, и необходимостью подбирать людей для этого. Необходимости в том, чтобы тотально разукрупнять участки нет, но это может быть важно для регионов с небольшой плотностью населения, для северных регионов, для части урбанизированных территорий. Например, если в Москве избирательнее участки и так находятся в шаговой доступности, то в Московской области, которая выступала за разукрупнение, чувствуется потребность в том, чтобы создать больше избирательных участков в условиях высокой плотности населения, учитывая наличие каких-то отдаленных поселков и кварталов, которые могут чувствовать себя отделенными и слишком далеко расположенными.

Что касается открепительных удостоверений, тут тоже тема спорная, поскольку с удостоверениями ассоциировались нарушения на выборах. Но очевидно, что сама по себе отмена открепительных удостоверений не означает исчезновения этой проблемы. Опять же, здесь важным вопросом будет контроль, не позволяющий допустить «карусельное голосование». Благая идея, смысл которой состоит в том, чтобы дать возможность людям, которые находятся вдали от места регистрации, проголосовать спокойно, не должна обернуться манипуляциями и нарушениями. Поэтому здесь, сказав "а", важно сказать и "б" – решив вопрос о доступе избирателя к участку вдали от места его регистрации, проконтролировать процесс, не допуская многократного голосования избирателей, находящихся под административным давлением.

Если оба вопроса решаются положительно, то это будет крайне важным для нашей электоральной политики. При этом я не склонен ожидать, что изменения в законодательство резко повысят явку. Есть проблема, связанная с тем, что многие жители малых городов, сельской местности давно там не живут. И было бы правильнее очистить процедуру, не допускать, чтобы явка приписывалась на этих территориях, а чтобы вместо этого, те же самые люди реально проголосовали, но только там, где они физически находятся.

Член Российской ассоциации политических консультантов Дмитрий Гусев придерживается аналогичной точки зрения.

– Поправки Клишаса и Широкого направлены на решение двух задач. Первая – повышение честности и прозрачности выборов – то, что касается историй с открепительными удостоверениями. Второе – повышение доступности выборов.

Что касается честности выборов… Многие наблюдатели считали, что наличие открепительных талонов – это дин из мощнейших способов, возможностей фальсифицировать выборы. Отмена – это значит убрать эту возможность, повысить доверие к выборам. Это хороший шаг.

Второй момент – увеличение количества участков. Это значит, что участок будет ближе, удобней до него дойти, появится возможность перерегистрироваться в электронном виде и проголосовать там, где ты находишься в день выборов – это то, что повышает явку и вообще доступность голосования. Я сам на прошлых президентских выборах не смог голосовать, потому что надо было за две недели идти в территориальную комиссию, писать заявление… Это сложная процедура. Избирателям проще махнуть рукой и вообще на выборы не пойти.

А сейчас все упрощается, можно регистрироваться в электронном виде: написал заявку и проголосовал там, где ты находишься – удобная штука. Это способствует повышению прозрачности выборов. Необходимо двигаться в этом направлении. Надеюсь, что скоро у нас появятся и другие способы, которые упрощают человеку возможность голосовать. Чтобы мы не кричали на каждом углу, что у нас такие сложные выборы.