РУДАКОВ: Российский парламентаризм – на пороге качественного скачка в развитии

РУДАКОВ: Российский парламентаризм – на пороге качественного скачка в развитии

27 апреля 2017 г. 13:00

Сегодня Россия отмечает памятную дату – День российского парламентаризма. Праздник был установлен 27 июня 2012 года распоряжением президента Владимира Путина. По мнению главы государства, необходимо способствовать популяризации деятельности Федерального собрания России, а также законодательных органов субъектов России.

Как известно, Федеральное собрание состоит из двух палат: Совета Федерации (верхняя) и Государственной думы (нижняя). Госдума в составе 450 депутатов формируется путем общенациональных прямых выборов и представляет население страны в целом. Совет Федерации - 170 человек - выступает как представительство субъектов в федеративном государстве (по одному представителю от законодательного и исполнительного органов власти каждого субъекта РФ). Кроме того, с 2014 года у главы государства есть право делегировать в Совет Федерации еще 17 сенаторов.

Дума России первого созыва избиралась на 2 года, срок полномочий следующих четырех созывов составил 4 года. Шестой созыв был избран осенью минувшего года на 5 лет. Госдумой седьмого созыва руководит Вячеслав Володин, реализовавший политические реформы, призванные изменить репутацию нижней палаты в общественном мнении, повысить роль Думы как самостоятельного политического института, на равных сотрудничающего с органами исполнительной власти.

Надо сказать, что за минувшие четверть века российский парламент прошел сложный путь, на котором было много не только побед, но и поражений. К 2016 году здесь накопилось достаточно проблем, чтобы изменения, инициированные Вячеславом Володиным, встретили поддержку у руководства страны и живой отклик простых избирателей.

Главный редактор журнала “Историк", ранее на протяжении десяти лет (с 1998 по 2008 год) проработавший парламентским корреспондентом и политическим обозревателем Владимир Рудаков вспоминает этапы развития современного российского парламентаризма:

– Современная российская Государственная Дума сформировалась в непростых условиях. Это был конец 1993 года. Прошло всего две месяца после печально знаменитого расстрелом Белого дома, когда конфликт между исполнительной властью в лице президента Ельцина и Верховным Советом России вылился в фазу вооруженного противостояния и закончился самой настоящей национальной трагедией.

В этих условиях главной задачей нового органа власти стало восстановление гражданского мира. По большому счету, от Думы самого первого созыва, в первую очередь, требовалось именно это: даже не столько законодательная деятельность, сколько выполнение функций некого громоотвода, который должен был сгладить накопившиеся в обществе противоречия, вернуть диалог между ветвями власти в цивилизованное русло. И с этой задачей первая Госдума, нужно отдать ей должное, справилась. Именно в этот период была заложена основа для конструктивного взаимодействия ветвей власти в новой России.

Впрочем, процесс этот протекал порою весьма драматично. Первый (1993-95 гг.) и второй (1995-1999 гг.) созывы Государственной Думы Российской Федерации находились в жесткой оппозиции президентской власти. К счастью, эта оппозиционность не выходила за рамки парламентской процедуры – это очень важная заслуга депутатов первых созывов. Часто говорят о том, что конфликт с президентом был вызван, прежде всего, тем, что в парламенте доминировали коммунисты. С таким утверждением я могу согласиться только отчасти. Коммунисты даже в первых созывах не имели большинства, они создавали коалицию с другими фракциями левой ориентации. Однако не только левая часть Думы того времени, но и президентская сторона не всегда умела выстроить диалог с оппонентами. Мне кажется, что Ельцин так до конца и не избавился от недоверия к парламенту. Он очень редко там появлялся. Всегда пренебрежительно отзывался о депутатах. Это была взаимная неприязнь, и это ослабляло деятельность и исполнительной власти, и законодательной.

Следующий этап в развитии нашего парламентаризма начался с выборов 1999 года, которые фактически были референдумом о доверии новому председателю правительства - Владимиру Путину. Незадолго до выборов на политической карте России появилась новая сила – межрегиональное движение "Единство", выступавшее под лозунгом сохранения единства страны – задачей, чрезвычайно актуальной для конца 1990-х. Победа на парламентских выборах 1999 года центристских сил создала условия для выработки нового механизма взаимодействия исполнительной и законодательной власти. Механизма, обеспечивающего конструктивную работу ветвей власти. Именно это стало одним из факторов стабилизации и политической, и социально-экономической обстановки. А ведь это было всего год спустя после знаменитого дефолта 1998 года, в очень непростой обстановке борьбы с обосновавшимися в тот период на Северном Кавказе террористами, бросившими нашей стране самый настоящий вызов!

Результаты выборов в Госдуму 1999 года показали, что граждане голосуют за стабильное развитие, за безопасность, за суверенитет, за территориальную целостность и развитие своей страны. Все последующие созывы стремились соответствовать, прежде всего, этому общественному запросу. Важным этапом работы Думы третьего созыва было формирование центристского пропутинского большинства на основе фракций "Единства" и движения "Отечество – вся Россия". В дальнейшем это большинство образовало партию "Единая Россия", которая и продолжила курс на расширение конструктивного взаимодействия ветвей власти.

В итоге, именно в этот период был сформирован каркас правовой системы новой России, приняты важнейшие юридические документы – такие, как Земельный, Уголовно-Процессуальный, Арбитражный, Налоговый Кодексы, закон «О земле», целый ряд федеральный конституционных законов, в том числе о и государственной символике России – законы о гербе, флаге, и гимне РФ (сейчас это трудно представить, а ведь все 1990-е страна жила без утвержденных законом государственных символов).

Это был период плодотворной созидательной работы двух ветвей власти. И он получил очень серьезное развитие на недавних парламентских выборах осени 2016 года, когда формирование Думы вернулось к изначальной схеме: половина состава – по мажоритарным округам, половина – по партийным спискам. Это оказалось востребованным в новых условиях, и привело к важным политическим результатам. «Единая Россия» вновь получила конституционное большинство голосов, что стало еще одним проявлением поддержки и доверия президентскому курсу со стороны граждан России.

Важно заметить, что с каждым созывом Госдума, не утрачивая настрой на конструктивную работу, наращивает открытость своей работы, демонстрирует готовность вести диалог и с гражданами, и с политическими структурами, и с правительством. Создаются новые форматы обсуждений законопроектов на разных стадиях их подготовки; создаются разные механизмы взаимодействия с общественными организациями, и политическими структурами, не прошедшими в парламент.

Это правильно, потому что в обществе существует запрос на углубление диалога с властью, а, с другой стороны, существует и запрос власти на то, чтобы чутко реагировать на мнение и настроения общества. на то, чтобы депутаты исполнили роль связующего звена в диалоге общества и государства. И в том, и в другом случаях парламент может и должен играть одну из важнейших ролей в выстраивании этого диалога.

В этом смысле очень хорошо, что председатель нынешней Госдумы Вячеслав Володин имеет большой опыт работы в парламенте. Напомню, что впервые он получил депутатский мандат в 1999 году. Важно и то, что у Володина за плечами большой опыт работы в правительстве, а также в администрации Президента. Поэтому уже само избрание на пост спикера Думы столь опытного и авторитетного политика сыграло на резкое повышение статуса нижней палаты в системе государственной власти, способствовало повышению её роли в диалоге ветвей власти. К тому же Володин запустил процесс серьезного переформатирования Думы: и в части повышения ответственности самих депутатов, и в части форм взаимодействия палаты с правительством. Что греха таить: предыдущим созывам не всегда хватало политического веса для эффективного отстаивания интересов граждан. Теперь, как мне кажется, есть серьезные предпосылки к тому, чтобы российский парламент совершил качественный скачок в своем развитии. Это должно быть сделано, прежде всего, в интересах граждан страны, обеспечения ее безопасности и развития.

Подробнее о Дне парламентаризма здесь: http://www.politanalitika.ru/parlamentarizm/