ЭКСПЕРТЫ: Борьба с коррупцией – одно из важнейших направлений внутренней политики России

ЭКСПЕРТЫ: Борьба с коррупцией – одно из важнейших направлений внутренней политики России

24 апреля 2017 г. 21:21

Борьба с коррупцией — одно из ключевых направлений укрепления государственности. Власти будут продолжать эту работу, в том числе совершенствуя нормативные акты, заявил президент Владимир Путин на заседании Совета законодателей – совещательного органа, созданного в мае 2012 года для обмена опытом и взаимодействия федеральных палат и региональных парламентов. В его состав входят спикеры и вице-спикеры Госдумы и Совета Федерации, а также руководители законодательных органов субъектов РФ.

Глава государства назвал коррупцию проблемой, с которой сталкиваются многие страны мира. "На каком-то этапе она действительно была чуть ли не одной из основных, потому что проявления подобного рода подтачивают само доверие граждан к органам власти, государству как таковому", – отметил президент.

При этом он подчеркнул, что только лишь информировать граждан недостаточно, нужно проводить реальную работу.

"Нужно различать тех, кто действительно хочет это делать и действительно укреплять государство, и тех, кто пытается использовать борьбу с коррупцией как инструмент в своей собственной политической борьбе для саморекламы. Это мы проходили. Это мы видели и на примере так называемой "арабской весны", во что это превратилось мы знаем хорошо. Это мы видим на примере той же Украины: с чем, с какими основными лозунгами выходили те, кто совершил госпереворот — один из них это борьба с коррупцией. Чем закончилось? Многократный рост этой самой коррупции", — заявил Путин.

Для того, чтобы эту тему не использовали авантюристы, государство должно продолжать активно и эффективно бороться с коррупцией самостоятельно, подчеркнул он.

Эксперты отмечают в этой связи законотворческую деятельность партии власти, давшей правительству эффективный инструментарий для антикоррупционной борьбы. Собственно, иллюстрацией этого тезиса стали многочисленные уголовные дела, в том числе против чиновников высокого ранга, вплоть до бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева.

Одним из важнейших элементов стратегии ЕР стал контроль в сфере госзакупок, который она осуществляет в тесном сотрудничестве с ОНФ. Наконец, речь идет о формировании в обществе представления о недопустимости коррупционного поведения. Здесь необходима работа с институтами гражданского общества и экспертными организациями.

Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, заведующий кафедрой общей политологии ВШЭ, член экспертного совета Фонда ИСЭПИ Леонид Поляков в интервью Политаналитике напоминает о недавнем президентском указе, которым утвержден план противодействия коррупции на 16-17 годы:

– Этот план предусматривает более 50 специальных мероприятий, которые нацелены на последовательную работу по предотвращению этого вредного явления. Иными словами, нынешняя тема Совета законодателей отнюдь не является попыткой перехватить повестку у внесистемной оппозиции. Заседание как раз и прошло в рамках этого плана. Его ход и поднятые вопросы еще раз доказывают, что планомерное противодействие коррупции – одно из стратегических предпочтений в планировании внутренней политики для президента. Это первое.

Второе. Есть опасность того, что чрезмерная концентрация антикоррупционной борьбы и вообще факта коррупции как системного признака – это тема, которая может действовать в обе стороны, это палка о двух концах. С одной стороны, все госслужащие должны постоянно находиться, так сказать, "под прицелом". Они должны осознать, что коррупционное поведение не одобряется обществом, что власть испытывает к нему нулевую толерантность, чему есть немало примеров.

С другой стороны, если постоянно говорить о том, что повсюду сплошная коррупция, то мы сами подрываем доверие к не просто власти, а ко всей политической системе страны. Пилим сук, на котором сидим. Здесь можно сослаться как на свежий украинский опыт, так и на наш собственный 1917 года. Этот опыт свидетельствует, что как только мы начинаем активно разворачивать кампанию по тотальному недоверию к власти, мы создаем почву для революционного взрыва. Правильно президент указал на эту опасность.

В нашей политической системе есть много недостатков. Коррупция – один из них. Но действовать нужно последовательно, создавать максимально неблагоприятные условия для коррупционного поведения, но не уничтожать институты. Это самая главная задача, и сегодня мне показалось, акцент был четкий и понятный, ясный посыл всему обществу.

Третье. Власть правильно делает установку на то, что противодействие коррупции должно быть задачей не только органов власти и правоохранительных органов, но и широкой общенациональной задачей с привлечением общественного мнения. В стране должно постепенно вырабатываться отношение к коррупционному поведению как к абсолютно морально неприемлемому. Без моральной базы, чисто юридическое противодействие коррупции не будет иметь должного эффекта. Нетерпимость к коррупционному поведению – залог того, что мы сможем снизить уровень коррупции, минимизировать факты коррупционного поведения в органах власти.

Это три самых принципиальных вывода, которые можно сделать из сегодняшнего совещания.

По итогам нынешнего заседания Совета законодателей член экспертного совета Фонда ИСЭПИ Алексей Зудин уверен: антикоррупционная политика занимает одно из центральных мест в политической стратегии российского президента и в политическом развитии государства:

– Был высказан ряд соображений, которые конкретизируют политику противодействия коррупции на современном этапе. Все они направлены на то, чтобы сделать политику противодействия коррупции более эффективной, повысить ее КПД.

Первое - повышение качества законодательства. Чем более продуманным будет законодательное поле для противодействия коррупции, тем в большей степени политика противодействия коррупции будет достигать своих реальных целей. Будут закрываться коррупциогенные направления, создаваться реальные фильтры и барьеры на пути коррупционной деятельности. Это направление, которое можно назвать повышением качества законодательства, представляется определенным.

Борьба с коррупцией через повышение качества законодательства, через повышение точности инструментов, направленных против коррупции, и позволяет избегать излишней политизации, поскольку политизация антикоррупционной борьбы возникает вокруг общих вопросов и тогда, когда проблема ставится не конкретно. На основе такой постановки проблем и предлагаются различного рода скоропалительные решения общего плана.

Было обозначено и другое направление: подключение общества, общественного мнения. Это направление логично направляет первое, потому что противодействие такому системному явлению может быть эффективным только на пути сложения усилий государства и гражданского общества. И это правильно и разумно. Другое дело, что это направление представляется менее определенным, чем первое. Пока прозвучал только разумный призыв, но отсутствует конкретика.

Работа на этом направлении при отсутствии конкретных рецептов рискует раствориться в словах. Здесь актуальным является именно выработка точных инструментов. А если они уже имеются, их публичная презентация обществу. Грубо говоря, граждане, когда сталкиваются с бытовой коррупцией, должно знать, что они могут сделать и куда обращаться. Дело может сдвинуться с мертвой точки тогда, когда общество и неравнодушные граждане будут оснащены конкретным и доступным инструментарием для противодействия коррупции. Дело за этим.