АБЗАЛОВ: правовое регулирование цифровой экономики требует высокой квалификации законодателей и международной кооперации

АБЗАЛОВ: правовое регулирование цифровой экономики требует высокой квалификации законодателей и международной кооперации

21 марта 2017 г. 14:52

Российское законодательство должно успевать за развитием цифровой экономики, иначе страна утратит конкурентные преимущества в этой сфере. Об этом заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин на первом заседании созданного при спикере Совета по законодательному обеспечению развития цифровой экономики.

"Правильно, чтобы у нас законодательство шагало как минимум в ногу с развитием цифровой экономики, тогда за нашей страной будут сохраняться определенные преференции", - сказал Володин, открывая заседание. "Потому что здесь есть большая опасность того, что если мы не будем создавать условия, то мы не сможем производить продукт, экспортируя его в другие страны, а будем лишь использовать то, что другие страны создают, и потеряем преимущество, которое сегодня у нас есть", - предупредил он. Политик обратил внимание на большое количество наработок, созданных российской школой программистов: "Нам важно все лучшее взять и сохранить, а это значит создать условия".

Спикер подтвердил, что депутаты будут исходить из необходимости обсуждения в рамках Совета решений, связанных с развитием цифровой экономики, перед их принятием. Володин призвал участников Совета предлагать свои инициативы и пояснил, что они могут коснуться самых различных сегментов - медицины, транспорта, передачи информации. "Будем благодарны, если у вас будут предложения, в том числе по законодательным решениям", - обратился он к собравшимся. "Для нас крайне важно, чтобы Совет в том числе играл роль экспертной площадки, через которую можно было бы в режиме двусторонней связи, с одной стороны, обсуждать то, что в Госдуме находится, а с другой стороны, слышать вас, чтобы мы могли уже и ваши идеи облекать в форму законов", - заключил спикер.

Эксперты напоминают, что Совет по законодательному обеспечению развития цифровой экономики стал первым подобным консультативным органом, созданным при председателе Госдумы седьмого созыва.

Вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов в комментарии для портала Политаналитика отметил, что цифровая экономика в настоящий момент характеризуется незарегулированностью нормативно-правовой базы:

– К примеру, вопросы налогообложения. В частности, речь идет о выплате крупными транснациональными кампаниями налогов на территории иностранных государств. Тот же Google не платит налог с прибыли нигде, кроме США. Хотя зарабатывает по всему миру. Это следствие глобальности интернета. Он охватывает весь мир и не признает государственных границ.

Другой пример – блогеры. Вы идете в блог и зарабатываете денежные средства. Вы тоже получаете доход, и как он должен облагаться? Аналогичный вопрос касается Интернет-торговли. Давно обсуждается вопрос НДС для иностранных интернет-магазинов. Китайские сетевые торговцы, присылающие товары по почте россиянам, платят налоги у себя в стране. Россия с этого международного товарно-денежного обмена ничего не имеет, за исключением доходов почты. При этом объемы торговли довольно большие.

Остаются в подвешенном состоянии вопросы авторских и смежных прав в Интернете, право на контент в целом. Патентная система в интернет-сегменте развита слабо. Европа и США по-разному смотрят на ситуацию в этой сфере. То же самое касается интеллектуальной собственности, вопросы, связанные с кооперацией, с аутсорсингом, краутсорсингом; вопросы, связанные с пожертвованиями – это все незарегулированно.

Вопросы, связанные с безопасностью. Не совсем понятно, каким образом осуществляется совместная борьба с такими угрозами, и если особенная позиция по, например, кибератакам.

Так и не зарегулированы нормы, по которым оценивается или каким-то образом выявляется вмешательство других иностранных агентов, в США этот вопрос активно обсуждается. Есть разные подходы. Так, Израиль с США сделали вирус, которые раздавался на территории Ирана и поразил компьютерные сети иранского ядерного объекта. Возможен ли военный ответ. Является ли авиаудар по объекту и кибер-нападение равнозначными? Вопрос остается открытым.

Возьмем биткоины. Это новое поколение децентрализованной цифровой валюты, созданной и работающей только в сети. Никто не контролирует ее, эмиссия валюты происходит посредством работы миллионов компьютеров по всему миру, используя программу для вычисления математических алгоритмов.

Оборот биткоинов колоссален, и эта валюта никак не представлена в нормативно-правовой базе. Это международный вызов. Усилиями одной страны ответить на него невозможно. Здесь требуются совместные усилия крупнейших игроков, совместные решения, международная кооперация.

В общем, законодательство во всех странах особо не успевает за развитием электронной экономики. И это требует очень серьезных усилий. Полагаю, что у нас в Госдуме есть несколько депутатов, которых можно назвать компетентными специалистами в этой области. Законодательное регулирование IT-сферы – это большой вызов, как для исполнительной, как и для законодательной власти. Потому что система будет двигаться вперед, и она уже создаёт такие риски, которые серьезно влияют на жизнь людей.