Эксперты: Приравнивание встреч депутатов с избирателями к митингам соответствует духу закона

Эксперты: Приравнивание встреч депутатов с избирателями к митингам соответствует духу закона

17 марта 2017 г. 14:40

Госдума включилась в дискуссию о регулировании депутатских встреч с избирателями, которые предлагается приравнять к митингам.

Поправки предлагается внести сразу в несколько федеральных законов — «О статусе члена Совета Федерации и депутата Госдумы», «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендовал палате принять в первом чтении соответствующий законопроект, единороссы большинством голосов поддержали инициативу, а представители оппозиционных фракций высказались категорически «против».

Если законопроект будет принят, организаторы встречи будут обязаны за 7-10 дней согласовывать ее с властями. Депутаты от оппозиции полагают, что это требование ущемляет их права и ограничивает возможности. Их оппоненты уверены, что инициатива направлена, прежде всего, на обеспечение безопасности. При этом авторы законопроекта подчеркивают, что предлагаемая ими норма не распространяется на «гайд-парки», а также на проведение одиночных пикетов, собраний внутри помещений и на придомовых территориях.

Эксперты между тем напоминают, что формат встречи с избирателями в прошлом неоднократно использовался для организации массовых беспорядков. Иногда все это заканчивается разбитыми урнами и перевернутыми скамейками, за что депутат не хочет нести никакой ответственности.

Противники законопроекта в ответ призывают не возводить безопасность в ранг культа. По их мнению, пока соответствующие органы и без дополнительных ограничений неплохо справляются со своими обязанностями. Кроме того, с избирателями встречаются не только депутаты, но и другие лица, замещающие выборные должности, — губернаторы, члены Совета Федерации, главы муниципальных образований. Если уж и регулировать встречи, то справедливым будет распространить ограничения и на эти категории.

Доктор политических наук, политолог Ростислав Туровский в комментарии для Политаналитики отметил, что речь идет о попытке нейтрализовать и минимизировать возможности для оппозиционных политиков:

– Здесь важно, чтобы закон, если он будет принят, не создавал проблемы для повседневной работы депутатов. А он может создать проблемы, в том числе – для депутатов от Единой России. Поэтому, на мой взгляд, это регулирование все-таки избыточное и если уж говорить о рисках, связанных с возможными противоправными действиями во время массовых публичных мероприятий, то эти риски вполне могут быть нейтрализованы в рамках уже действующего законодательства, которое для этого тоже создавалось.

Ограничение для депутатов Госдумы и вообще для любых депутатов в их публичной деятельности может стать чем-то и унизительным, на мой взгляд, для депутатской работы. А учитывая, что подавляющее число депутатов заинтересованы в том, чтобы работать с избирателями, и уж совсем не заинтересованы в том, чтобы согласовывать любой свой шаг в публичной сфере с местными властями. Этот закон создаст только ненужные проблемы в повседневной работе депутатов, в то время как ни одной серьезной политической проблемы он сам по себе не решит.

Профессор НИУ-ВШЭ, политолог Олег Матвейчев придерживается иной точки зрения. Он разъяснил ее в комментарии порталу:

– Если мы говорим о букве закона, то тут возможны всевозможные игры словами. Назови какую-то вещь встречей, митингом, или пикетом, и уже вроде бы под закон не подпадаешь. Но есть некий дух закона, основанный на понимании сути события. В чем проблема с митингами, демонстрациями, шествиями? В том, что право граждан входит с противоречие с другими правами – на спокойный проезд, спокойную жизнь, на достойный отдых. Потому собрания больших количеств людей и регламентируются властями, которые обеспечивают защиту здоровья и жизни граждан. Когда человек под видом того, что он встречается с избирателями, по сути дела устраивает митинг, он злоупотребляет правом, он нарушает дух закона.

Что касается депутатов, то у них есть помощники, они могут помочь подготовить встречу с избирателями, согласовать мероприятие с органами безопасности. Это в равной степени относится и к провластным, и к оппозиционным политикам. Закон един для всех. И степень неудобства для организаторов примерно одинаковая. Так что говорить об антиоппозиционной направленности закона нельзя.