МАРТЫНОВ: Президент Саргсян получил в Москве поддержку конституционной реформе и гарантии защиты Армении от внешних врагов

МАРТЫНОВ: Президент Саргсян получил в Москве поддержку конституционной реформе и гарантии защиты Армении от внешних врагов

16 марта 2017 г. 18:27

В среду закончился официальный двухдневный визит в Москву президента Армении Сержа Саргсяна. На повестке дня переговоров было четыре основных блока: торгово-экономическое сотрудничество, культурно-гуманитарные вопросы, военно-политическое сотрудничество и региональные проблемы, включая ситуацию в Нагорном Карабахе. Стороны констатировали, что по большинству из них достигнут существенный прогресс.

Специалисты отмечают, что Россия является ведущим экономическим партнером Армении. Российские инвестиции в экономику Армении составили более 3 миллиардов долларов, и сейчас в республике действуют около 2 тысяч предприятий с российским капиталом. По итогам прошлого года двусторонний товарооборот вырос на 6%. Особенно ценен такой результат в условиях нестабильной глобальной конъюнктуры.

Президент Путин считает, что за эти годы произошло много событий, но отношения двух стран всегда строились на основе очень глубоких исторических корней. "Так оно продолжается и на настоящем этапе развития", — добавил российский лидер.

В ходе встречи со своим армянским коллегой президент Владимир Путин выразил уверенность, что Армения под руководством Сержа Саргсяна пройдет непростой этап своего развития, связанный с выборами в парламент страны и конституционной реформой.

Надо отметить, что 2 апреля состоятся очередные выборы в Национальное собрание Армении. Они будут первыми после конституционной реформы 2015 года. На места в парламенте республики претендуют пять партий и четыре предвыборных блока, в том числе правящая правоконсервативная Республиканская партия Армении, которую возглавляет Саргсян.

Директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов в интервью Пооитаналитике обращает особое внимание на эту реформу:

– Как известно, Армения становится парламентской республикой, по итогам предстоящих выборов будет сформировано правительство, но президент доработает свой срок до конца. Как раз эти два года и будут тем самым переходным периодом.

В этом смысле этот визит в Россию и встреча с Путиным приобретает дополнительное значение. Я думаю, что эти изменения в Армении и были ключевыми вопросами российско-армянских переговоров. В непростом регионе, в непростых обстоятельствах происходит реформа, и это важный вопрос, который требует внимания.

Отмечу с какой интенсивностью посещают Россию лидеры ведущих стран региона. Буквально в пятницу Москву посещал президент Турции, где тоже через месяц пройдет референдум по изменению системы государственного управления, но с точностью "до наоборот". Турция собирается стать президентской республикой. В начале недели приезжал премьер-министр Израиля… Короче говоря, идет очень интенсивная работа в этом регионе.

Важно, что все лидеры серьезных государств приезжают в Москву. Россия стала одним из главных центров по координации мирного процесса в большом регионе Центральной Азии и Ближнего Востока. Что само по себе очень показательно.

Возвращаясь к визиту армянского президента, скажу, что, на мой взгляд, Сержу Саргсяну даны определенные гарантии российской поддержки в его конституционной реформе и в его дальнейшем статусе. То есть это такое «товарищеское одобрение» той реформы, которую он проводит. И естественно, что Россия — это не только ближайший партнер и союзник Армении, но Россия — это и гарант безопасности Армении. Российская военная база на территории Армении, Гюмри, общая российско-армянская система ПВО, ядерный "зонтик" отрезвляют многие горячие головы как в Азербайджане, так и в Турции.

На этом фоне открывается небольшое окошко возможностей для окончательного разрешения карабахского вопроса. Что важно, конечно, и для армян, и для всех народов, проживающих в этом регионе.

Это старейший конфликт такого плана на постсоветском пространстве, который начался еще до развала СССР, 89-90 годы. Поставить точку в этом вопросе, справедливую, которая бы вернула регион в прочный мир на многие десятилетия вперед - это серьезная задача.

С другой стороны, азербайджанский лидер Алиев понимает, что окончательное разрешение карабахского вопроса – это конец его политической карьере, потому что логика его правления заключалась в бесконечном продлении состояния "ни войны, ни мира", и умелом использовании конфликта во внутриполитических целях.

Что бы ни говорила азербайджанская пропаганда, я думаю, что для простого азербайджанца также важно закрыть карабахский вопрос. Да, мир будет носить характер компромисса, но никто и не говорит о том, что это должно быть в чью-то пользу. Решение должно быть принято в пользу мира, в пользу людей.