Хащенко: Программа реновации московских пятиэтажек должна стать общим делом всех горожан

Хащенко: Программа реновации московских пятиэтажек должна стать общим делом всех горожан

15 марта 2017 г. 18:26

В конце февраля московское правительство объявило о старте новой программы сноса пятиэтажек, которые не попали в так называемые сносимые серии первой волны. 10 марта в Госдуму внесен законопроект о реновации жилищного фонда столицы, регулирующий механизм и вопросы переселения граждан из "хрущевок".

По мнению экспертов, большинство пятиэтажек индустриального периода домостроения морально и физически устарели. Это и устаревшие фундаменты, разошедшиеся стены, провисшие балконы, инженерные коммуникации, которые замурованы в стенах, и которые вытащить оттуда и отремонтировать практически невозможно. Объявленная недавно масштабная программа реновации может затронуть 25 млн кв. м жилья, или 7,5 тыс. домов, что в четыре раза больше действующей программы. Сегодня, по данным Департамента строительства Москвы, в столице остается около 1649 пятиэтажек, не отнесенных разработчиками программы 1999 года к числу сносимых серий (1-515, 1-510, 1-511, 1-447). Их общая площадь — 6,1 млн кв. м. В этих домах живут около 1,6 млн человек.

По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, если программа будет реализована, она "коснется практически каждого пятого москвича".

Совершенно очевидно, что при таких параметрах общественный интерес к этому проекту фактически гарантирован. Например, ходят слухи, что жителей сносимых пятиэтажек будут переселять в Новую Москву. Надо отметить, что власти постоянно опровергают этот и другие домыслы. Но ажиотаж вокруг всей этой истории не спадает. Политолог Антон Хащенко считает, что программа реновации жилья в Москве должна стать общим делом:

– Заявленная программа реновации московского жилья или, если выражаться проще – замена морально и физически устаревших «хрущевок» на новостройки - стала в последнее время одной из самых обсуждаемых в СМИ и социальных сетях. И, вероятнее всего, останется таковой в ближайшем будущем - поскольку впереди сразу несколько серьезных избирательных кампаний (муниципальная, мэрская, президентская), эта тема рискует надолго оказаться в столице одной из долгоиграющих.

В этой связи любая, даже неосознанная ошибка или просчет, недостаток информации или отсутствие клиентоориентированности в процессе переговоров с собственниками (а понятие «собственник» тут ключевое) сразу же будут подняты на флаг оппонентами инициаторов программы со всеми вытекающими из этого политическими рисками. С людьми нужно будет разговаривать и объяснять логику данного решения, тем более, что самый главный аргумент - уже в обозримой перспективе изначально некачественные и некомфортные для проживания дома, которые должны попасть под расселение, начнут разваливаться – сам по себе достаточный для того, чтобы снять основные претензии.

Все остальное – вид города и т.д. – это все-таки уже вопросы вкусовщины. Главное же это то, что, если не начать указанный процесс сегодня (при этом он однозначно растянется на длительный период), то через 10-15-20 лет Москва столкнется с проблемой, которую решить будет не в состоянии.

Расселить одномоментно 25 млн кв. метров жилья или 7,5 тысяч домов, в которых проживают около 1,6 млн человек, и которые будут просто-напросто опасны для жизни (и это тоже ключевое), не сможет никто. Собственно, это вопрос, который можно сформулировать следующим образом: «Готовы ли вы оставить, все как есть и оказаться через какое-то время в ситуации проживания в аварийном жилье, которое мало того, что начнет сыпаться на головы, но еще и будет стоить ровным счетом ничего?».

Полагаю, что таких будет немного. Не зря начали расти в цене квартиры в потенциальных для сноса домах (хотя, к слову, официального списка таких зданий пока нет и будет только определяться с жителями) – сообразительные люди уже просчитали выгодность такого вложения средств с расчетом на переезд в более дорогое жилище.

Но и те, кто в настоящее время может быть скептически настроен к самой идее смены жительства - прежде всего, собственники. А поэтому нужно будет находить такие аргументы, которые бы смогли перевесить недоверие или нежелание всё менять кардинально еще сегодня, чтобы получить понятный профит только завтра.

Тем более, что, даже несмотря на то, что пока еще рано говорить о каких-то окончательных правилах игры в принципе (законопроект только внесен в Госдуму), судя по публичным заявлениям столичного мэра и чиновников, основные проблемы, которые могли бы создать людям серьезные неудобства, уже учтены.

Во-первых, это тема территории переселения – заявлено, что отправлять на «выселки» никто никого не будет, квартиры буду предоставляться, либо в том же районе, либо (для нескольких округов) – в пределах округа.

Во-вторых, собственник получит жилье не меньшего метража и с таким же числом комнат. В-третьих, новые дома обрастут всей необходимой инфраструктурой.

В-четвертых, жители новостроек не будут платить взносы на капитальный ремонт. По словам Собянина, уже уплаченные взносы пойдут на реализацию программы реновации, но как только тот или иной дом будет в нее включен, сбор средств будет автоматически прекращен.

В-пятых, владельцы неприватизированных квартир в пятиэтажных домах смогут по желанию получить новое жилье в собственность бесплатно, минуя процедуру приватизации, либо заключить договор социального найма.

В-шестых, не предполагается никаких временных квартир. Планируется, что программа будет работать по принципу «волнового переселения»: жители получают новые квартиры - расселенные пятиэтажки сносят - на их месте строят новые дома - жилье в них получают жители следующих пятиэтажек. И так далее по цепочке.

Вместе с тем, судя по отдельным публикациям в социальных сетях, остается ряд вопросов, которые также волнуют будущих переселенцев, и на которые тоже целесообразно обратить внимание будущим администраторам процесса.

Возможно, кто-то назовет это чрезмерными «хотелками», но учитывая тот факт, что столичные власти будут иметь дело и с пенсионерами, и людьми с ограниченными возможностями здоровья, имеет смысл предусмотреть возможность нахождения компромиссов и по таким темам, как этажность заселения (по желанию новых жильцов), вид из окон (по крайней мере, для указанных категорий, возможно, кому-то крайне важен вид во двор, а кто-то, наоборот, любит панорамы), а также организации помощи с переездом для маломобильных и социально-незащищенных категорий граждан за счет бюджета.

Компромиссный подход желателен и с точки зрения сотрудничества со всеми основными политическими и общественными игроками. Принцип коллегиальности и совместной работы со всеми политическими фракциями при проработке и принятии окончательных решений, реализуемый в Госдуме в данном аспекте (создана соответствующая рабочая группа из представителей всех фракций), было бы неплохо в последующем ретранслировать и на уровень Москвы.

Если программа реновации сможет стать, действительно, общим делом, то в конечном счете выиграют все. И москвичи, чьи интересы будут соблюдены в большей степени и объеме. И городские власти, которые получат в итоге дополнительных помощников, а не оппонентов. И представители оппозиции, которые наконец-таки смогут пополнить свой политический багаж реальной позитивной повесткой.