ПАРЛАМЕНТ КАЗАХСТАНА ПОДДЕРЖАЛ ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ НАЗАРБАЕВА

ПАРЛАМЕНТ КАЗАХСТАНА ПОДДЕРЖАЛ ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ НАЗАРБАЕВА

7 марта 2017 г. 16:49

Парламент Казахстана поддержал конституционную реформу, по итогам которой роль правительства и парламента в республике значительно усилится, а президент будет играть роль верховного арбитра. Инициатором изменений является лидер страны Нурсултан Назарбаев, который, тем не менее, подчеркивает, что "Казахстан есть и будет государством с президентской формой правления".

Поправки, принятые в понедельник депутатами, направлены на повышение роли парламента в формировании кабинета министров. Кроме того, речь идет об усилении контрольных полномочий парламента за деятельностью исполнительной власти.

Законопроект, в частности, предполагает, что полномочия по утверждению государственных программ передаются от президента к правительству. Глава государства также передает правительству право утверждать единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета. Документы, вместе с тем, должны быть согласованы с президентом.

Кроме этого, конституция дополняется правом президента в интересах защиты прав и свобод граждан, обеспечения национальной безопасности и суверенитета обращаться в Конституционный Совет для рассмотрения вступившего в силу закона на соответствие конституции. За парламентом республики также закрепляется определение, которое звучит как высший представительный орган республики, осуществляющий "законодательную власть", а не "законодательные функции", как было ранее.

Правительство Казахстана с принятием поправок в равной степени становится ответственно перед президентом республики и парламентом. Глава кабинета министров теперь должен докладывать об основных направлениях деятельности не только президенту, но и парламенту. Кроме этого, правительство будет слагать свои полномочия не перед вновь избранным президентом, а перед вновь избранным парламентом.

Директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов в крмментарии для Политаналитики анализирует направления конституционной реформы в контексте общего поступательного развития Казахстана:

— Главная идея этой конституционной реформы заключается в перераспределении полномочий между президентом с одной стороны, и парламентом и правительством - с другой, в пользу последних. То есть, президент отпускает от себя ряд полномочий, при том, что сохраняется форма президентской республики.

Что это значит на практике. Во-первых, качественная реализация экономических программ и предоставления государственных услуг. Во-вторых, обеспечение верховенства закона, гарантирующее права всех. В-третьих, индустриализация и экономический рост, основанный на диверсификации. И в-четвертых, нация единого будущего. Причем принцип нации единого будущего основан не на крови, а на гражданстве. То есть, речь идет о гражданской нации, включающей в себя казахстанцев всех национальностей и вероисповеданий. В-пятых, транспарентное и подотчетное государство. То есть, это контроль парламента за правительством.

В течение года шла дискуссия в обществе. Этот план реформ был назван "Сто шагов Назарбаева. Путь к развитому государству". Достаточно много было дополнений, уточнений. Буквально в начале этого года, в конце января, Назарбаев выступил с обращением к нации по поводу перераспределения полномочий между ветвями власти. Это было мощное выступление, в котором он конкретизировал реформы ради демократизации политической системы в целом. Назарбаев тогда отметил, что та строго вертикальная, строго президентская форма правления позволила достичь тех успехов, которых достиг Казахстан, заложить серьезный фундамент для развития страны. Но для продолжения поступательного движения необходимы перемены. При этом Назарбаев не опирается на какую-то конкретную модель. Скорее, формирует свою собственную, которую сложно с чем-то сравнить.

Если в январе еще речь шла о том, чтобы это будет вынесено на референдум, то буквально в феврале решили референдум не проводить, а совместным заеданием двух палат парламента решено рассматривать в таком формате. Этого вполне достаточно с точки зрения конституции, закон позволяет. Вчера это все и было проделано.

Откровенно говоря, вряд ли конституционная реформа стала ответом на критику извне. Скорее, наоборот. Реформа обращена в будущее. Она, скорее, ответ на вызовы времени. Сейчас Казахстану важно обеспечить преемственность государственного курса, который поддерживает динамическое развитие государства и нации; обеспечить свой колоритный, особенный, но демократический уклад государства, светский характер государства и так далее.

Мне кажется, что в подобной конструкции крайне важен масштаб личности президента – человека, который занимает позицию верховного арбитра (даже при том, что он отдает часть своих полномочий). От того, кто будет занимать высший пост, многое будет зависеть. В то же время Казахстан создает открытую, устойчивую, менее подверженную внешним воздействиям политическую модель. С более с жесткой кристаллической решеткой, если можно так сказать. И все же, роль личности - ядра в центре этой решетки крайне важна.