ГОСДУМА ВСТУПАЕТ В ПЕРИОД АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕФОРМ

ГОСДУМА ВСТУПАЕТ В ПЕРИОД АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕФОРМ

6 марта 2017 г. 13:18

Спикер Госдумы Вячеслав Володин запускает реформу трех управлений аппарата нижней палаты российского парламента. Изменения коснутся аналитического, экономического и управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ.

Скорее всего, аналитическое управление станет экспертно-аналитическим. В то же время финансовое управление станет финансово-экономическим с передачей части функций по прогнозированию, экспертизе и анализу во вновь образованное экспертно-аналитическое управление. Последнее также займется проведением экспертной оценки законопроектов.

По данным газеты "Известия", в руководстве Госдумы рассчитывают, что правительство внесет в свой регламент поправки, усиливающие взаимодействие парламента и кабмина в законотворческом процессе. Так, изменится процедура проведения оценки регулирующего воздействия (процедура, в ходе которой проводится оценка социально-экономических последствий документа) депутатских законопроектов. Вячеслав Володин хочет, чтобы правительство проводило оценку регулирующего воздействия законопроектов в обязательном порядке, тогда как сейчас кабмин сам принимает решение о возможности такой оценки.

В аппарате правительства "Известиям" не стали комментировать возможные поправки в регламент, заявив, что в настоящий момент руководствуются действующими нормами. По информации газеты, переговоры с правительством по поводу поправок в регламент кабинета министров могут завершиться в течение марта. Параллельно зеркальные поправки должны появиться и в регламенте нижней палаты.

Политтехнолог Дмитрий Фетисов в комментарии Политаналитике напоминает, что разговоры о необходимости более активно привлекать экспертов для того, чтобы получать экспертизу принимаемых законопроектов ведутся уже относительно давно:

– Эта последовательная работа, в рамках изменения принципов работы Госдумы. Раньше бывали ситуации, когда некоторые законопроекты проходили Думу без должной экспертизы, если речь шла о каких-то специальных вопросах, в которых хорошо разбирались буквально 1-2 депутата на весь депутатский корпус. Народные избранники не обязательно должны быть в курсе узких вопросов. Но поверхностный подход вредит делу. Эта проблема сейчас будет гаситься на корню, и повторение подобных ситуаций становится невозможным – это главный урок нынешней реформы.

Привлечение экспертного сообщества серьезно повысит качество принимаемых законопроектов, и мы больше не будем слышать о таких случаях, как депутат Михеев в прошлом созыве призывал то кружевное бель запретить, то шпильки регламентировать. Такие случаи уходят в прошлое, и парламент перестает восприниматься как цирк. Он становится серьезным рабочим органом.

В ГД, возможно, станет меньше дискуссий по каким-то законопроектам на пленарных заседаниях. Потому что теперь большая часть дискуссий будет происходить задолго до "пленарок" – в рабочих группах, в комитетах. По сути, пленарные заседания будут превращаться в итоговые обсуждения, где законопроекты будут приниматься. Сомнительные проекты, которые не прошли экспертизу, признаны неэффективными, будут отброшены на самых ранних этапах. Посмотрим, как это будет происходить на практике.

Очень важно взаимодействие с правительством. Госдума и кабинет министров должны работать сообща. Это аксиома, которую не нужно доказывать. Но зачастую у нас были ситуации, когда ГД принимала законы без консультаций с правительством, и правительство не понимало, как эти законы исполнять. Особенно это касается бюджетных отношений, и часто именно исполнение законов буквально страдало. В этом плане Госдума седьмого созыва показывает правительству, что готова к диалогу. Те самые задачи, которые озвучивал президент в послании Федеральному Собранию о необходимости совместной работы, реализовываются на практике.