ПЕРЕНОС ЕДИНОГО ДНЯ ГОЛОСОВАНИЯ ВРЯД ЛИ ПРОИЗОЙДЕТ В ЭТОМ ГОДУ

ПЕРЕНОС ЕДИНОГО ДНЯ ГОЛОСОВАНИЯ ВРЯД ЛИ ПРОИЗОЙДЕТ В ЭТОМ ГОДУ

28 февраля 2017 г. 17:30

Избирательное законодательство России может быть оформлено в избирательный кодекс к следующим выборам в Госдуму, которые должны состояться в 2021 году. Такое мнение высказала председатель ЦИК РФ Элла Памфилова по итогам встречи с лидером "Справедливой России" Сергеем Мироновым.

Памфилова уверена, что законодательство к следующим выборам будет доработано.

В ходе брифинга она сказала журналистам, что многое из того, что обсуждалось на встрече, в том числе предложения "Справедливой России", по многим параметрам совпадает с мнениями экспертного сообщества, многих членов ЦИК, с ее личным мнением и в целом с позицией Центризбиркома.

В частности, речь идет о возможности переноса единого дня голосования (ЕДГ) с сентября на третье воскресенье октября. Фракция "справедливоросов" в Госдуме готова внести в нижнюю палату соответствующий законопроект. Источник газеты "Известия" в партии сообщил, что документ еще не готов и речь может идти только о переносе осенних региональных выборов в 2018 году. Напомним, что вплоть до 2011 года включительно единые дни голосования в России проходили дважды в год — в марте и октябре.

Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский увязывает возможность переноса ЕДГ с кампанией по повышению явки, которая актуальна в преддверии президентских выборов. Об этом он рассказал в комментарии порталу Политаналитика:

— Моя мысль в том, что в этом году перенос единого дня голосования маловероятен и вряд ли целесообразен. Поскольку, по большому счету, избирательный процесс уже запускается, и он ориентирован на проведение единого дня голосования в сентябре. Соответственно, срочное внесение поправок в законодательство может нарушить тот процесс, который по сути уже стартовал.

Насколько я понимаю, Элла Памфилова отнюдь не настаивала на быстром принятии подобного решения. Я, скорее, воспринимаю ее слова как "пробный шар", чтобы выяснить мнения экспертов и политиков по поводу целесообразности такого переноса. Уверенности в ее предложении о переносе я не почувствовал. Думаю, что Памфилова намерена инициировать дискуссию по этому вопросу.

Что касается более далекой перспективы, то идея с переносом ЕДГ будет ассоциироваться с идеей, направленной на повышение явки. Но я думаю, что не намного, перенос ЕДГ если и улучшит ситуацию, то на несколько процентных пунктов, как это было раньше с думскими выборами. Если связывать единый день голосования и явку, то, прежде всего, нужно будет понять, что произойдет с явкой на президентских выборах 2018 года, сработают ли те технологии, которые будут использоваться для повышения явки на этих выборах. И тогда уже можно будет делать обоснованные выводы по поводу необходимости переноса единого дня голосования.

Еще раз подчеркну, что явка декабрьская совсем не обязательно может быть существенно выше явки сентябрьской. Хотя многие политические игроки будут поддержать идею переноса, поскольку проведение избирательной кампании в летний период многим неудобно. И не исключено, что как раз разговоры о неудобстве в этом году усилятся, поскольку выборы должны пройти будут из-за особенности календаря в самом начале сентября, и времени на активную избирательную кампанию у игроков будет недостаточно.

Поэтому я полагаю, что эта инициатива найдет своих сторонников. Но думаю, что окончательное решение целесообразно будет принимать после президентских выборов. И вероятно уже с прицелом на те избирательные кампании, которые будут проходить осенью следующего года.

Нужен ли для этого такой инструмент как избирательный кодекс? Не знаю, я не большой специалист в этом узком вопросе. Если говорить о кодификации российского избирательного законодательства, то острой потребности я в этом не вижу. Поскольку у нас есть закон который по сути заменяет избирательный кодекс и определяет правила игры – "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Вполне возможно совершенствование этого действующего закона, и этих мер может оказаться достаточно, как я полагаю.

Идея о создании такого масштабного избирательного кодекса, возможно, сопряжена с интересами и амбициями каких-то игроков, которые, как это часто бывает в российской политике, постараются таким образом захватить инициативу. То есть у избирательного кодекса в таком политическом контексте может быть некий демонстрационный эффект.