ГОСДУМА ФОРМУЛИРУЕТ ИДЕИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГОСДУМА ФОРМУЛИРУЕТ ИДЕИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

22 февраля 2017 г. 19:15

Первый вице-спикер парламента Иван Мельников сообщил о том, что его рабочая группа, созданная, в том числе, для разбора законодательных "завалов", оставленных депутатами прошлых созывов, сформулировала предложения по совершенствованию законодательной работы.

Напомним, что группа Мельникова была создана по поручению председателя Госдумы Вячеслава Володина и на основании решения Совета Думы. Кроме собственно разбора "завалов", участники группы должны были предложить инструментарий, с помощью которого законопроектная работа пошла бы энергичнее и эффективнее. В то же время участники группы отдавали себе отчет в том, что они не являются истиной в последней инстанции. Они всего лишь формулируют предложения, а последнее слово остается за думским руководством.

"В подготовленном материале содержатся положения, которые пока не получали отражения ни в одном СМИ. В частности, и внутри этого нашего документа будут пункты, которые в каком-то смысле направлены на укрепление дисциплины. Если раньше эта тема звучала в контексте посещения пленарных заседаний, то здесь мы затронем эти вопросы с точки зрения совершенствования законотворческого процесса", - рассказал первый вице-спикер.

По мнению многих экспертов, предложения, выработанные группой Мельникова, актуальны, эффективны и реалистичны. Глава Центра содействия законотворчеству Вадим Виноградов в комментарии Политаналитике отметил, что при определенных условиях у Госдумы есть все шансы довольно оперативно избавиться от завалов, оставшихся от предыдущих созывов и вообще выработать процедурный набор, который не позволит в будущем создавать такого рода проблемы:

– Насколько я понимаю, всем субъектам предложено рассмотреть свои инициативы, внесенные в предыдущих созывах Государственной думы на предмет их актуальности или неактуальности. Это первая мера. Это добровольно должны сделать сами субъекты законодательной инициативы в соответствии с этой рекомендацией.

Вторая мера - к работе над качеством законопроектов должны в дальнейшем привлекаться дополнительные субъекты - как их называют «фильтры»: для внесения новых инициатив со стороны депутатского корпуса потребуется участие соответствующей фракции, то есть вводится фракционный фильтр. Для законопроектов со стороны законодательных собраний субъектов России предлагается использовать в качестве фильтра Совет законодателей - предварительное рассмотрение в этом Совете. Но это все, подчеркиваю, рекомендации, поскольку Конституция РФ таких фильтров не предусматривает.

Есть зарубежная практика внесения законодательных инициатив через другие органы. Например, во Франции или Италии правительство вносит свои законодательные инициативы через государственный совет, то есть требуется его предварительная правовая экспертиза. В Германии есть обязанность Бундесрата вносить свои инициативы через правительство, а правительство зеркально должно вносить свои инициативы через Бундесрат. То есть они должны дать свои предварительные заключения и оценку законопроектов друг друга. Такой порядок внесения с предварительной экспертизой прямо указан в конституциях этих стран. Каким образом ввести фильтры без изменения российской Конституции? Пока не вижу такой возможности.

Таким образом, получается, что формально депутаты и законодательные собрания субъектов Российской Федерации смогут проигнорировать рекомендации рабочей группы, но это может рассматриваться как не совсем соответствующее профессиональной этике.

Аналогичные рекомендации о проверке актуальности законопроектов были даны и Правительству. Госдума предложила кабинету самостоятельно определить актуальность инициатив. Уверен, Правительство понимает, что ряд инициатив, внесенных им довольно давно в Госдуму, действительно уже не актуален, и сделает соответствующие шаги.

Что касается будущих законодательных инициатив Правительства, то в отношении них не предполагается устанавливать какие-либо предварительные фильтры. В России нет такого органа, как во Франции, в Италии, который вправе был бы выступать юридическим советником Правительства и давать предварительную правовую экспертизу его законодательных инициатив.

Что же касается изменения регламента, то как я понял, оно предлагается в части упрощенной процедуры, прежде всего, для рассмотрения законопроектов, которые остались от прошлых созывов. Также есть предложение изменить регламент в части предоставления больше прав комитетам Госдумы на стадии предварительного рассмотрения законопроектов на предмет соответствия или не соответствия их регламенту и Конституции.