ГОСДУМА РАЗВИВАЕТ ЦИФРОВУЮ ЭКОНОМИКУ: К 2022 ГОДУ ОБЕЩАЮТ ЗАКОНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ РОБОТА И ЧЕЛОВЕКА

ГОСДУМА РАЗВИВАЕТ ЦИФРОВУЮ ЭКОНОМИКУ: К 2022 ГОДУ ОБЕЩАЮТ ЗАКОНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ РОБОТА И ЧЕЛОВЕКА

13 февраля 2017 г. 20:19

Госдума РФ вплотную займется развитием цифровой экономики. При председателе нижней палаты создадут специальный Совет по законодательному обеспечению этого процесса. Об этом заявил спикер ГД Вячеслав Володин в ходе рабочей поездки в город Иннополис в Татарстане.

Иннополис — строящийся город, который находится в 30 километрах от Казани. Сейчас продолжается развитие инфраструктуры его, которая включает в себя федеральный университет, особую экономическую зону, технопарк, спортивный комплекс.

"Первый Совет, который после консультаций с коллегами мы решили создать — это Совет по законодательному обеспечению развития цифровой экономики", — заявил Вячеслав Володин.

Он добавил, что в этом Совете будут работать ведущие эксперты IT-отрасли, "чтобы мы текущие задачи могли качественно решать". К 2022 году по прогнозам будут приняты законопроекты, "регулирующие взаимоотношения робота и человека", заявил Володин.

Отметим три ключевых направления развития цифровой экономики: инфраструктура и сокращение разрыва между регионами, электронное правительство, сервисы и услуги на базе информационно-коммуникационных технологий в области образования и здравоохранения.

Следует напомнить, что цифровая экономика находится в числе приоритетных направлений развития страны согласно последнему посланию президента федеральному собранию. В конце прошлого года Владимир Путин заявил, что "ориентироваться надо на разработки российских компаний, научных исследовательских и инжиниринговых центров страны. А для этого нужно ввести долгосрочное финансирование научных исследований и обновить линейку научных грантов".

Российский лидер убежден, что в ближайшее время IT-технологии станут одной из ключевых отраслей экспорта. "Еще недавно объем экспорта российских IT-технологий был близок к нулю, а сейчас он достиг $7 млрд в год. В отрасли не раз заявляли: главное, что ей нужно от государства – чтобы не душили налогами и не мешали", – отметил в своем послании президент.

Эксперты считают, что для реализации задуманного необходимо, в первую очередь, снять административные, правовые барьеры, препятствия для выхода на высокотехнологичные рынки. А во вторую – обеспечить такие проекты финансовыми ресурсами.

Остается добавить, что в бытность первым заместителем руководителя администрации президента России, Володин курировал вопросы развития IT и Интернет-отрасли, регулярно встречался с ее представителями.

IT-аналитик Илья Переседов в интервью Политаналитике выразил уверенность, что визит Вячеслава Володина в Иннополис и сделанные там заявления показывают, что спикер Госдумы не собирается отказываться от той роли, которую играл раньше, и не будет ограничиваться просто организацией процессов ГД, но и готов влиять на повестку:

— Володину была интересна тематика интернета на посту первого заместителя главы АП, и он готов оказывать поддержку отрасли и как-то косвенно продолжать курировать её и в Госдуме, обращаясь к более масштабным вопросам.

В последние годы мы привыкли к чему: интернет сложился как автономная часть российской экономики, пусть не очень большая, но очень заметная и креативно развивающаяся. И мы слышим разговоры о необходимости наведения мостов между Интернетом и обществом. Но о том, чтобы выстраивать плотные связи между интернет-отраслью и другими экономическим отраслями, речь масштабно не шла. Потом эта монотонность стала разрушаться, мы на уровне госпроектов стали слышать об инициативах, которые при участии Интернета затрагивают разные сферы человеческой деятельности – это цифровая демократия, телемедицина, о которой говорил президент в своем послании Федеральному собранию. И сейчас опять, следуя за инициативой президента, Володин пытается максимально широко поставить этот вопрос, и начинать говорить о цифровой экономике в целом.

Цифровая экономика – это экономика вообще при участии цифровых технологий. То есть, можно говорить про цифровую экономику в сельском хозяйстве, и тем самым мы касаемся сферы интернет-вещей. Можно говорить про то, как массив данных влияет на безопасность страны и мы говорим об государственных интересах на геополитической арене.

Мы видим, как в последнее время увеличилась роль Госдумы в жизни страны, когда вместо того, чтобы фиксировать и облекать в форму закона те или иные процессы, которые уже существуют в обществе, Госдума стала задавать определенные тренды, зачастую вызывающие неоднозначную реакцию в обществе. Иными словами, Госдума начинает претендовать на то, что в качестве одной из ветвей власти ставить вопрос о прикладной модернизации с использованием IT-технологий.

Очевидно, что тот Совет, о создании которого было объявлено, будет обозначать эти направления и выставить их приоритеты, и конечно это интересно. Потому что раньше диалог между Госдумой и отраслевыми экспертами уже происходил, но он был односторонним. Дума выходила с какой-то инициативой, дальше собирались эксперты, их ставили перед фактом чего-то, неважно, чего – защиты детей, инициативы Яровой, – постфактум уже, после того, как какое-то решение было принято, причем решение локальное, и законодатель зачастую не представлял, какие последствия оно может повлечь в отрасли. Эксперты высказывали свое мнение, но никакой гарантированной реакции на это мнение не существовало. Чаще всего депутаты предпочитали выслушать экспертов и сделать по-своему.

Будет очень полезно, если эксперты начнут привлекаться не только в формате оценки уже готовых законодательных решений, но и на стадии дорожной карты, чтобы вызвать максимально позитивный эффект и избежать негативных последствий. Возможно, мы сможем говорить о том, что в России формируется новая культура лоббизма. Мы знаем в России лоббизм как преследование прямых коммерческих интересов на коротких дистанциях. Мы знаем лоббизм как попытку сгладить негативное влияние закона на ту или иную экономическую отрасль. Возможно, мы наконец-то получим лоббизм как детальный диалог с властью с тем, чтобы начать строить далеко идущие проекты. Чем власти и призваны заниматься.

Что касается робототехники, это пока еще громкое слово у кого-то вызывает иронию, может быть страх под воздействием фантастических фильмов из 90-х. Но робототехника – это уже наша сегодняшняя повседневность, и касается она не столько быта людей, сколько организации промышленных процессов. Если даже посмотреть на инициативы Трампа по переносу производства из Китая в Америку, то это обусловлено не только политическими причинами, но и сугубо экономическими. Китай вдвинулся на первый план как страна-производитель, потому что там была дешевая рабочая сила. Но сегодня огромное количество тех производств, которые сосредоточены в Китае (в первую очередь, высокотехнологичные производства) можно роботизировать. И здесь Китай теряет свое преимущество. Это один из примеров.

Сегодня производство роботизируется, вырубка лесов роботизируется, контроль над ростом сельскохозяйственной продукции роботизируется, машиностроение. И это дает шанс России как-то по-новому заявить о себе в мире. И то, что роботизация была заявлена одним их приоритетных направлений – это не случайно и показывает, что Вячеслав Володин последние месяцы, занимаясь реформой, реорганизацией Госдумы, не оставил своих прошлых интересов, продолжает следить за информационной повесткой и старается перевести Госдуму на новый уровень.