ГОСДУМА ИЩЕТ ЗАКОННЫЕ СПОСОБЫ "ОБНУЛЕНИЯ" НЕАКТУАЛЬНЫХ ЗАКОНОПРОЕКТОВ

ГОСДУМА ИЩЕТ ЗАКОННЫЕ СПОСОБЫ "ОБНУЛЕНИЯ" НЕАКТУАЛЬНЫХ ЗАКОНОПРОЕКТОВ

9 февраля 2017 г. 15:30

Госдума ускоряет работу по отзыву устаревших законопроектов, которые были внесены в этом и прошлых созывах, но так и не дошли до третьего чтения. Темой занимается специальная рабочая группа во главе с первым вице-спикером Иваном Мельниковым. Он уверен, что ревизия позволит вдвое сократить портфель законопроектов, много лет лежащих без движения. Сейчас их накопилось около двух тысяч.

Первый зампред комитета по госстроительству и законодательству Михаил ЕмельяновСправедливая Россия») рассказал "Известиям", что во фракции и так внимательно следят за своими инициативами. По его словам, те из них, которые утрачивают актуальность, депутаты либо отзывают, либо просят рассмотреть по упрощенной процедуре.

— Это благое пожелание, но нужны более глубокие изменения регламента, чтобы упорядочить законодательную инициативу, — заявил он газете. — Потому что сейчас количество вносимых законов опережает возможности их рассмотреть, от этого страдает качество работы.

Как известно, с самого начала своей деятельности нынешняя Госдума, под председательством Вячеслава Володина, озаботилась проблемой множества лежащих без движения законопроектов, предложив попросту "обнулить" их. В качестве аргумента в пользу своей точки зрения инициаторы ссылались на пример ряда западных стран: Дании, Исландии и Австрии. Однако рабочая группа в итоге эту идею не поддержала, но готова в ближайшее время поделиться своими собственными представлениями о выходе из создавшегося положения. Четырем парламентским фракциям уже рекомендовано провести ревизию собственных законопроектов, внесенных в этом и прошлых созывах.

Председатель правления Центра политических технологий, политолог Борис Макаренко в интервью Политаналитике отметил, что предложить фракциям самим разобрать свои старые законопроекты – правильный логичный ход.

— Если даже в нынешнем созыве нет тех депутатов, которые эти законопроекты когда-то вносили, то большинство в этих же фракциях состояли. Значит, фракция может принять решение, считает ли она актуальным свое предложение или нет. Но это только часть проблемы, очень не большая. Потому что основной вал законодательного "мусора" приходит от региональных Законодательных собраний. И здесь проблема в том, что им этот вал не вернешь назад. Нужна процедура, которая не отрицала бы конституционного права субъектов в законодательной инициативе (называем вещи своими именами - писать чего хочется), но одновременно позволила бы снять эту нагрузку с федеральных депутатов, чтобы они могли сконцентрироваться на своей работе.

В любом случае для решения задачи не обойтись без того, чтобы профильные комитеты взялись за это, и сами нашли корректную процедуру, которая позволит, не выходя за рамки закона, не доводить такого рода "мусор" даже до первого чтения. Если такая процедура будет найдена, депутаты смогут достаточно оперативно, не тратя времени на даже формальное рассмотрение, избавляться от этих проектов.

Еще один важным момент, в дальнейшем не допускать появления подобных непроходных инициатив, но для этого в нынешнем составе создаются механизмы по предварительной экспертизе всех законопроектов самими депутатами с привлечением экспертов.