ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В КАЗАХСТАНЕ БУДУТ СПОСОБСТВОВАТЬ МИРНОМУ ТРАНЗИТУ ИДЕОЛОГИИ И ВЛАСТИ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В КАЗАХСТАНЕ БУДУТ СПОСОБСТВОВАТЬ МИРНОМУ ТРАНЗИТУ ИДЕОЛОГИИ И ВЛАСТИ

26 января 2017 г. 13:30

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев передает значительную часть своих полномочий правительству и парламенту для придания устойчивости действующей системе власти в стране. Об этом он заявил в среду, 25 января, в специальном обращении в эфире республиканских телеканалов.

Главной целью проводимых реформ, по словам Назарбаева, должно стать усиление роли парламента и правительства в республике. "Победившая на парламентских выборах партия будет решающим образом влиять на формирование правительства", - подчеркнул он. По словам президента, исходя из этого, "будет закономерным, если правительство станет слагать свои полномочия перед вновь избранным Мажилисом, а не перед президентом, как это было раньше".

"Следует упростить порядок выражения недоверия членам правительства со стороны палат парламента. Это усилит контроль законодательной ветви власти за исполнительной", - считает Назарбаев. По его мнению, также "целесообразно передать правительству утверждение госпрограмм, за которые оно будет нести всю полноту ответственности".

Назарбаев отметил, что президент "может отказаться от права отменять или приостанавливать действия актов правительства и премьер-министра".

"Все это делается для того, чтобы повысить ответственность исполнительных госорганов, а их руководителей наделить необходимыми полномочиями", - подчеркнул глава Казахстана.

После передачи значительной части полномочий для президента "приоритетом станут стратегические функции - роль верховного арбитра в отношениях между ветвями власти", отметил Назарбаев, добавив, что "глава государства сконцентрируется также на внешней политике, национальной безопасности в целом, обороноспособности страны".

Он подчеркнул также, что "сознательно идет на делегирование значительной части полномочий". "Делаю это с одной единственной целью: построить более эффективную, устойчивую современную систему управления страной", - пояснил президент.

"Сильная президентская вертикаль нужна была нам в ходе преодоления огромных трудностей становления государства. Она была нацелена на повышение эффективности управления; она себя оправдала. Благодаря этому мы построили новое государство, новую экономику. И правильность выстроенной нами траектории развития того времени подтверждена самой историей", - сказал Назарбаев.

В то же время президент отметил, что "мир меняется на глазах". "Скорость и сложность общественных процессов нарастает и в Казахстане. Уже сегодня мы должны думать о том, как реагировать на глобальные региональные вызовы, которые неизбежно поставит будущая история перед нами", - сказал он, подчеркнув, что суть реформы состоит "в серьезном перераспределении властных полномочий, демократизации политической системы в целом".

Законопроект с поправками, касающимися перераспределения президентских полномочий, не требующих изменения Конституции, будет внесен в парламент Казахстана до конца нынешней сессии, то есть до июля.

Вопросы перераспределения властных полномочий, которые требуют изменения действующей Конституции, Назарбаев распорядился вынести на всеобщее обсуждение.

С ситуаций в Казахстане по просьбе портала Политаналитика разбирался вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов:

— Казахстан по факту практически суперпрезидентская республика. Там есть правительство, премьер-министр, но основные рычаги власти были именно у Нурсултана Назарбаева. В последнее время активно вставал вопрос о наследниках и приемниках. Назарбаев – возрастной политик, и вся политическая стабильность держалась именно на нем. Это вообще характерно для целого ряда стран региона, к примеру, в Узбекистане с его с высокими темпами роста.

Система цементирована сильным игроком. Приемника такого же уровня найти крайне сложно. Поэтому Назарбаев пытается таким образом стабилизировать систему власти, разделяя ее между различными игроками и группами.

В Казахстане сильны улусы – органы управления муниципального уровня, они являются крайне значимыми с точки зрения поддержки и сопровождения тех или иных политических решений. Плюс клановая система, которая частично разрушалась, но все равно сохранилась. Есть территориальное разделение, например, «алматинский клан», есть структура, которая управляет страной. Поэтому создание баланса – это важный аспект.

Я отмечу набирающий силу тренд, связанный как раз с переходом к парламентским схемам управления государствами. В Казахстане мы как раз видим попытку собрать консенсус не под человеком, а под институтом. В данном случае – это парламент. Но роль личности в Казахстане высока и необходимо понимать, каким образом эту систему правильно выстраивать. Я думаю, что очень большой мудростью является то, что к этому процессу начали готовиться заранее. А не получать форс-мажоры, как на Кубе, или в Венесуэле, или в крайних формах – Узбекистана. Процесс преемственности и передачи власти – это очень важный аспект, особенно с учетом того, что среди лидеров стран СНГ есть возрастные. У нас политические долгожители остались в Таджикистане и Казахстане. Из советской номенклатуры два игрока: Рахмон и Назарбаев.

Бессменный лидер Казахстана очень важен для России, потому что он фактически является цементирующей основой для Таможенного союза и вообще интеграционных процессов. Причем, это связано не только с экономическими выгодами, которые он сам от этого получает, потому что в общем контексте Казахстан больше всего выиграл от интеграционных процессов. Потому что у них есть выход на китайский контур. Это еще связано с тем, что Назарбаев лично заинтересован в этих интеграционных процессах. И его личная позиция тоже крайне важна. Казахстан является очень важным драйвером этого процесса и, в отличие от Белоруссии. И Москва получает преимущество на переговорных позициях с Минском.

Поэтому для Москвы сохранить преемственность системы и преемственность личностного отношения в Казахстане крайне важно и с технологической точки зрения. Москва, конечно, вмешиваться не будет, но с учетом того, что на Астану теперь запитан еще и межсирийский формат, Астана - стратегический партнер с точки зрения обеспечения безопасности в рамках ОДКБ, ЕврАзЭС. И на фоне грядущего, скорее всего, противостояния Вашингтона и Китая, а то, что они будут соперничать, в том числе, и за Среднюю Азию, нет сомнений. На этом фоне регион, конечно, приобретает особо серьезное значение.

И с этой точки зрения Назарбаев и пытается сейчас проблемы отчасти отрегулировать. Чтобы потом его наследие, которое он действительно выковывал долгие годы, не оказалось разорванным из-за личных амбиций отдельно взятого политика, как было в целом ряде стран, которые принципиально не хотели назначать ни схемы преемственности, ни думали, кто будет после.