ИСПРАВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО БРАКА ИЛИ ЗАЩИТА СЕМЕЙНЫХ УСТОЕВ?

ИСПРАВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО БРАКА ИЛИ ЗАЩИТА СЕМЕЙНЫХ УСТОЕВ?

26 января 2017 г. 10:35

25 января 2017 года депутаты Государственной Думы РФ во втором чтении проголосовали за поправки о декриминализации побоев в семье. Речь идет о проекте федерального закона № 26265-7 «О внесении изменений в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации» (о защите семей, исключении «антисемейных статей» из уголовного законодательства, равенстве ответственности граждан). Документ исключает тюремное наказание за побои близких родственников, «причинившие физическую боль, но, не повлекшие последствий». В поддержку законопроекта высказались 385 парламентариев, двое выступили против, один воздержался.

Учитывая, что так называемый «закон о шлепках» вызвал неоднозначную реакцию общественности, редакции Политаналитики хотелось получить от депутатов ГД РФ и экспертов квалифицированное мнение о мотивах принятия этих поправок. Можно сделать вывод, что мотивов у данного решения фактически два: 1) необходимость устранения противоречий внутри уголовного законодательства, ОБУСЛОВЛЕННЫХ снятием ранее уголовной ответственности за причинение «умышленного вреда здоровью» и 2) стремление защитить семью от вмешательства в нее государства, тем самым поставив предел так называемой ювенальной юстиции.

Что касается первого мотива, несовершенства законодательства, то его выделил в своем комментарии председатель Государственной думы Вячеслав Володин: «Тот, кто обижает, <…> может просто идти умышленно на нанесение больших увечий, и, причиняя больший вред здоровью, потому что за это меньше наказание. То есть это реально брак, брак при принятии законопроекта».

Этот же фактор поддержанных Госдумой изменений подробно прокомментировал в интервью порталу Политаналитика глава Центра содействия законотворчеству Вадим Виноградов. По его мнению, нынешняя редакция закона о «побоях» призвана убрать возникший юридический казус, состоящий в том, что «редакция закона, которая действует с лета прошлого года и была принята еще прошлым созывом ГД, предусматривает уголовную ответственность за побои, если эти побои были причинены близкими родственниками, либо из хулиганских и иных противоправных мотивов».

  • После внесения изменений уголовная ответственность за побои останется только при наличии соответствующих криминальных мотивов. Это важно сделать для того, чтобы исправить юридическую коллизию: ответственность за побои со стороны близких лиц сейчас гораздо строже, чем за предусмотренного статьей 115 УК РФ умышленное причинение легкого вреда здоровью. Нынешняя формулировка УК провоцирует правонарушителя: если совершил акт домашнего насилия, то доводи его с побоев до более серьезного — до кратковременного расстройства здоровья или даже до стойкой утраты общей трудоспособности, пусть и не значительной (так УК РФ определяет легкий вред здоровью). Правонарушитель (если он близкое лицо) за побои будет отвечать значительно строже (до 2 лет лишения свободы и нет штрафа как меры ответственности вообще), чем за причинение легкого вреда здоровью (возможен штраф до 40 тыс. рублей, максимум же за неквалифицированное причинение легкого вреда здоровья — арест до 4 месяцев).

Вадим Виноградов подчеркивает, таким образом, именно юридическую необходимость выйти из ситуации, при которой законодательство само провоцирует потенциального правонарушителя на увеличение степени домашнего насилия. Эксперт не склонен соглашаться с критиками законопроекта, утверждающими, что Госдума легализовала домашнее насилие, полагая, что подобная критика – это, скорее, результат недопонимания или нежелания разобраться.

  • Конечно, граждане, начитавшиеся дискуссий в прессе по этому вопросу, могут воспринять этот законопроект как индульгенцию для семейных тиранов. Но это не так. Никакой легализации нет: нельзя забывать, что у нас есть административная ответственность за побои (статья 6.1.1 КоАП), более того — если уже привлекавшийся к административной ответственности правонарушитель повторно привлекается за насилие, то наступит уголовная ответственность (статья 116.1 УК РФ). И такая ответственность наступает вне зависимости от того — домашнее это насилие было или нет.

Депутат Государственной Думы РФ, член комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ольга Баталина также в разговоре с редактором ПА подтвердила наличие юридических оснований для внесения изменений в уголовное законодательство:

  • Внося поправки в Уголовный кодекс, мы исправляем законодательный брак, который был допущен летом прошлого года. Сейчас тот, кто совершил побои в отношении своих близких, наказывается по одной статье вместе с теми, кто подрался из хулиганских побуждений, по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной вражды. Так как побои по причине ненависти и вражды имеют серьезную общественную опасность, то в этом случае ответственность до 2 лет лишения свободы соразмерна. А когда до 2 лет лишения свободы назначают людям за синяки и царапины в отношении близких, то ситуация доводится до абсурда.

Статья Уголовного кодекса за умышленное причинение легкого вреда здоровью предусматривает арест до 4 месяцев, а за синяки без вреда здоровью можно получить 2 года лишения свободы. Получается, тем самым не пресекается, провоцируется семейное насилие – если поссорились и поставил синяк, то добивай до сотрясения головного мозга или до больничного – ответственность будет существенно меньше. Сложилась ситуация, когда ответственность за побои зависит от того, в каких отношениях между собой состоят люди. Если они являются близкими людьми, то человек, причинивший побои, будет привлечен к уголовной ответственности и понесет уголовное наказание. Если же побои произошли между людьми, не являющимися близкими лицами, то при первичных побоях наступит административная ответственность, а при повторных побоях – уже уголовная ответственность. Получается, если синяк подростку поставил случайный человек на улице, то он понесет административных ответственность, а родитель за такой же синяк понесет уголовную ответственность.

И все же, несмотря на некоторое смягчение ответственности, побои остаются серьезно наказуемым деянием, в том числе и в соответствии с Уголовным кодексом. Административная ответственность, предусмотренная за первичное совершение побоев, достаточно жесткая - помимо штрафа арест до 15 суток, либо обязательные работы до 120 часов. Если речь идет о людях, склонных к систематическому нанесению побоев, жестокости и насилию, то при повторном нанесении побоев наступает уголовная ответственность.

Однако многие политики и эксперты отмечают и определенную идеологическую составляющую в декриминализации семейного насилия. Так, замглавы комитета Совета Федерации по законодательству Елена Мизулина назвала старый «закон о шлепках» актом ненависти по отношению к семьям с детьми, отметив, что существующая правовая база поощряет необоснованное вмешательство в семейные дела. «Ссадина, синяк у ребенка, могут стать хорошим основанием прийти в семью с проверкой и даже возбудить уголовное дело в отношении родителей», — объяснила Мизулина. Иными словами, речь идет о противодействии распространению ювенальной юстиции, то есть вмешательству судебных органов во внутрисемейные отношения.

Ранее президент России Владимир Путин в ходе большой пресс-конференции в конце декабря прошлого года выступил против перекошенных стандартов в ювенальной юстиции, подчеркнув, что бесцеремонное вмешательство в семью недопустимо. Он также сказал, что «детей лучше не шлепать и не ссылаться при этом на какие-то традиции», существует много других способов воспитания.

Ольга Баталина также подтвердила в беседе с корреспондентом ПА, что рассматриваемый законопроект направлен в том числе на защиту и сохранение семьи.

- Можно задать риторический вопрос: «Считаем ли мы правильным осудить на два года лишения свободы мать-одиночку, которая, воспитывая своего сына-подростка, физически наказала его за кражу или побеги из дома?». Следствием такого решения станет распад семьи, как минимум ограничение матери в родительских правах, и дальнейшее воспитание подростка в учреждениях для детей-сирот. Мера ответственности должна соотноситься с тяжестью деяния.

Идея по декриминализации ряда статей Уголовного кодекса РФ была озвучена в Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации в 2015 году. Впоследствии Верховный Суд внес в Госдуму законопроект, в том числе направленный на декриминализацию части первой статьи 116 «Побои» УК РФ. В дальнейшем, летом 2016 года Федеральным законом № 323-ФЗ была декриминализирована часть 1 статьи 116 УК РФ «Побои» путем перевода состава в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Наряду с этим, в статье 116 УК РФ была установлена ответственность за побои в отношении близких лиц, также статья была дополнена примечанием, содержащим определение «близких лиц». К ним относятся близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные) дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки) опекуны, попечители, а также лица, состоящие в свойстве с лицом, совершившим деяние, предусмотренное настоящей статьей, или лица, ведущие с ним общее хозяйство.

Общественность неоднозначно восприняла данные изменения, ссылаясь на то, что статья 116 УК РФ в части, касающейся «близких лиц» нарушает уголовно-правовые принципы справедливости и соразмерности наказания, а также на то, что внутрисемейные побои становятся более общественно опасными, чем побои чужих людей. Сложилась ситуация, когда ответственность за побои зависит от того, в каких отношениях между собой состоят люди. Если они являются близкими людьми, то человек, причинивший побои, будет привлечен к уголовной ответственности и понесет уголовное наказание (обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет).

Поэтому сразу после того, как статья 116 была принята летом прошлого года в новой редакции, вводившей такой дискриминационный подход, в обществе началось обсуждение, насколько правильное решение приняли законодатели. В Государственную Думу были направлены многочисленные обращения в связи с этим, а сам Федеральный закон № 323-ФЗ получил в обществе название «Закон о шлепках».

В целях устранения возникших противоречий и неоднозначного толкования положений Уголовного кодекса Российской Федерации, возникших в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года № 323-ФЗ в Государственную Думу 14 ноября 2016 года группой депутатов, а также членами Совета Федерации был внесен законопроект № 26265-7 «О внесении изменений в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Этим законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 116 УК РФ путем исключения «побоев в отношении близких лиц» из числа преступлений. Таким образом, побои в отношении членов семьи, других близких лиц, совершенные впервые, будут отнесены к административным правонарушениям.

Несмотря на некоторое смягчение ответственности, побои остаются серьезно наказуемым деянием, в том числе и в соответствии с Уголовным кодексом. Административная ответственность, предусмотренная за первичное совершение побоев, достаточно жесткая – административный штраф в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов.

По данным ВЦИОМ, россияне в большинстве своем осуждают семейное насилие, но поддерживают инициативу смягчить наказание за первый случай нанесения побоев (59%). Более того, значительная доля опрошенных полагает, что эта мера приведет к снижению числа семейных побоев.