ВЫБОРЫ-2018: НЕ ДЕЛАТЬ КУЛЬТ ИЗ ВЫСОКОЙ ЯВКИ, ГЛАВНОЕ – "ДОРОЖНАЯ КАРТА" РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

ВЫБОРЫ-2018: НЕ ДЕЛАТЬ КУЛЬТ ИЗ ВЫСОКОЙ ЯВКИ, ГЛАВНОЕ – "ДОРОЖНАЯ КАРТА" РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

26 декабря 2016 г. 13:02

На минувших выходных Администрация президента провела учебный семинар для вице-губернаторов по внутренней политике. Как сообщили прессе некоторые участники этого мероприятия, выступивший перед собравшимися заместитель руководителя администрации Сергей Кириенко отметил, что на предстоящих в 2018 году выборах главы государства "основной кандидат" должен победить с результатом 70% голосов и при явке 70%. По сути это означает, что выборы могут превратиться в референдум о доверии.

Впрочем, один из вице-губернаторов, присутствовавших на семинаре, отметил РБК, что обеспечение таких результатов являлось не установкой к действию, а "учебным упражнением с максимально высокими показателями". Такую же позицию озвучил представитель управления внутренней политики Кремля: "Это семинар, а не совещание".Эксперты говорят, что если под "основным кандидатом" подразумевается Владимир Путин, то 70% голосов на выборах президента ему практически обеспечены. А вот достичь 70-процентной явки гораздо сложнее.

Директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ Александр Пожалов составил свое мнение о вопросах, оказавшихся в центре внимания участников семинара:

— Понятно, почему процент явки моделируется в деловой игре на семинаре вице-губернаторов - они ведь и есть, по сути, штатные политтехнологи власти на территориях. Но странно, почему в обсуждениях экспертов и СМИ ключевым вопросом президентских выборов тоже становится сугубо технологический, вторичный вопрос о проценте явки.Президентские выборы для России - это единственные реальные программные выборы. То, что выборы в 2018 году будут не менее программными, чем на первом или третьем сроке Путина, понятно хотя бы из-за ситуации в экономике. Первичный вопрос этих выборов, влияющий на развитие страны и долгосрочное отношение к власти, - содержание программы победителя, дорожная карта следующих "майских указов", а отнюдь не процент явки.

Иначе финансовый и социальный блоки могут запросто представить к выборам "налог на тунеядство" с 2019 года - и впервые массово привести на участки так называемую "гаражную экономику". Либо можно предложить срочный перевод всех льгот на формально-бухгалтерский критерий нуждаемости, перенеся диалог власти с группами, которые заслужили (либо считают, что заслужили) признание государством их особого статуса, в плоскость сугубо товарно-денежных отношений.

В целом же навязываемый через СМИ как краеугольный камень вопрос явки как якобы главной проблемы заранее выигранных властью выборов − это попытка перевести игру на поле оппозиции, по её сценарию и её правилам интерпретации результатов.

Оппозиции, особенно называемой "либеральной", выгодно подменять разговор о собственной электоральной несостоятельности во время кризиса обсуждением низкой явки и абсолютного числа голосов, полученных властью. А как только речь заходит о редких успешных для оппозиции кампаниях, про явку уже предпочитают не вспоминать. Иначе знаменитые 27% Навального в 2013 году (при рекордно низкой явке 32%, несмотря на сверхактивную кампанию) превращаются всего-то в 8,5%. Аналогично и у Ройзмана в Екатеринбурге, и у Ширшиной в Петрозаводске.