СМЯГЧЕНИЕ ПОЗИЦИИ ДУМЫ НЕ СЛЕДУЕТ ОЦЕНИВАТЬ КАК ИНДУЛЬГЕНЦИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВУ

СМЯГЧЕНИЕ ПОЗИЦИИ ДУМЫ НЕ СЛЕДУЕТ ОЦЕНИВАТЬ КАК ИНДУЛЬГЕНЦИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВУ

22 декабря 2016 г. 11:50

21 декабря 2016 года Вячеслав Володин закрыл осеннюю сессию Госдумы. Спикер сказал, что работа парламента была «напряженной, но эффективной». За 77 дней работы депутаты нового созыва приняли более 100 законов. Наиболее важным в деятельности Думы VII созыва в ее первую сессию стала работа над бюджетом и выстраивание новых рабочих взаимоотношений с правительством России. Однако, как подчеркнул Вячеслав Володин, «2020 законопроектов перешли из прошлых созывов, некоторые из них находятся в статусе рассмотрения еще с середины 1990-х годов».

По словам спикера Государственной Думы, увеличение продолжительности заседаний и меры по укреплению дисциплины депутатского корпуса должны служить преодолению «практики накопления законопроектов». В новой сессии депутатам следует «постараться рассмотреть весь объем таких инициатив, образовавшийся за предыдущие годы работы».

Правительство вносит в Думу наибольшее число законодательных инициатив, и по этой причине депутаты посчитали необходимым при рассмотрении проектов законов, вносимых правительством, учитывать разрабатываемые кабинетом в рамках исполнения данных законов проекты нормативно-правовых актов (НПА). Депутатом от фракции «Единая Россия» Ириной Яровой при поддержке представителей всех фракций нижней палаты было внесено предложение соответствующих поправок в закон «О парламентском контроле».

После всестороннего обсуждения данного предложения руководителями двух ветвей власти поправки не были приняты, однако определенные коррективы все-таки были внесены обеими сторонами в процедуру ознакомления нижней палаты с деятельностью правительства в плане обеспечения его законодательных инициатив.

Между тем, этот рабочий момент был немедленно представлен в отдельных интернет-СМИ как эпизод якобы ведущейся внутри российской власти войны за передел аппаратного влияния. Очевидно, что авторы подобных материалов рассматривали рабочую дискуссию по вопросу об оптимизации процесса принятия законов как предварительную пристрелку в будущей войне ветвей власти, в которой эти эксперты уже явно рассчитывали сыграть заметную роль.

«Никакого конфликта между ветвями власти нет и быть не может»

Комментируя подобные публикации, известный политолог, директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов сказал сайту Политаналитика, «сама по себе формула, или интерпретация, что парламент берет под контроль правительство изначально выглядела и звучала провокационно». По его мнению, «ни под какой контроль парламент не может брать правительство, хотя бы исходя из конституционной логики разделения властей. По российской конституции функционируют три равнозначные и разделенные ветви власти: исполнительная, законодательная и судебная. Власти взаимодействуют между собой, но друг друга не контролируют, в этом как раз и логика, и смысл демократического государства»

— Изначально подобный тезис, брошенный в медийное пространство, выглядел провокационно и даже создавал нарочитый конфликт межу ветвями власти на ровном месте. Но никакого конфликта между ветвями власти нет и быть не может. То, что должен быть налажен режим взаимодействия – безусловно. Ровно об этом и эта законодательная инициатива, закон «О парламентском контроле» - он говорит о взаимодействии ветвей власти, то есть исполнительной в лице правительства и законодательной в лице ГД. Сторонами предлагались разные варианты этого взаимодействия – более жесткий вариант был предложен депутатом Яровой – внести изменения в закон «О парламентском контроле» и потребовать от правительства предоставлять проекты подзаконных нормативно-правовых актов до внесения соответствующих законодательных инициатив в третьем чтении.

Алексей Мартынов не считает пересмотр этого решения Государственной Думы свидетельством войны ветвей власти, как то представляется отдельным комментаторам, которые хотят увидеть в каждом рабочем споре признак аппаратного столкновения.

«Кто не хочет слаженной работы ветвей власти, тот фактически враг государства»

Как известно, после консультаций руководства Думы с главой правительства РФ Дмитрием Медведевым, которые состоялись 19 декабря, было принято решение внести изменения в регламент Государственной Думы. Согласно этим коррективам, все социально значимые законопроекты теперь будут приниматься нижней палатой в окончательном чтении только при наличии подзаконных актов. Хотя речь идет о менее радикальных шагах Думы в отношении укрепления ее контроля над правительством, но тем не менее эти шаги все-таки свидетельствуют об усилении самостоятельности нижней палаты, а не о ее ослаблении, как о том говорят эксперты, с нетерпением ожидающие аппаратной войны.

Отмечается, что если закон имеет отложенный срок вступления в силу, то при его принятии нижняя палата парламента будет устанавливать срок внесения кабинетом министров информации о готовности соответствующих подзаконных актов.

— Мне представляется, − продолжает Алексей Мартынов, - что проект Ирины Яровой был своего рода заявкой переговорной позиции. Знаете, когда на старте вы заявляете более высокую планку для того, чтобы в процессе переговоров было, от чего отступать, был запас компромиссов. Вот, собственно, этот компромисс мы в настоящий момент и видим: это такая золотая середина взаимодействия ветвей власти. Поэтому все инсинуации на эту тему выглядят, по меньшей мере, некомпетентно, а в еще большей степени – это попытка инсценировки виртуального кризиса между ветвями власти, что никому не нужно.

Принципиальным является обстоятельство, − подытожил эксперт, − у кого какой функционал, и кто, как и насколько качественно выполняет свои конституционные обязанности. Именно от качества выполнения конституционных обязанностей зависит весь политический портрет страны, в том смысле, что слаженная работа всех разделенных ветвей власти и дает тот положительный эффект, на который мы все рассчитываем. И если кто-то считает иначе или пытается помешать этому – тот фактически враг государства.

На необходимость соглашения между Государственной Думой и правительством указывает и политолог, председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко, который считает, что правительство ранее «часто не уделяло должного внимания тому, чтобы принятие тех или иных законов сопровождалось всеми подзаконными актами».

— Из-за этого, − считает эксперт, − страдал бизнес, страдали определенные категории граждан. Дума учитывая, что необходимы такие акты, откладывала срок вступления в действие законодательных норм, а правительство с оформлением не торопилось. В итоге, возникала ситуация, когда вступление в силу закона откладывается, страдают либо бизнес, либо граждане, а, по крайней мере, моральная ответственность, публичная ответственность, возлагается за задержку на Думу, потому что людям кажется, что закон плохой. А закон, может быть, и нормальный, но при его реализации исполнительная власть не сделала должных шагов.

Понятно, что правительство в кризис всегда работает в режиме "ошпаренной кошки", но тем не менее, стремление Думы сделать законы работающими – не по формальным признакам, а реально – оно совершенно правильно.

Борис Макаренко утверждает, что «компромисс и взаимодействие – это всегда нужно, но тут главнее, наверное, не то, чтобы соглашение было прописано на бумаге, а то, чтобы правительство не допускало таких пробуксовок». Весь вопрос, - полагает Макаренко, - в том, как стороны восприняли состоявшийся компромисс. Если стороны поняли друг друга, если исполнительная власть будет следовать не смягченной букве, а реальному духу этих поправок – то, значит, эффект будет. Но если правительство воспримет смягчение требований Думы как индульгенцию, как признак того, что Дума отстала от кабинета, – то тогда ситуация вернется на круги своя, и требования придется ужесточать.

Следует добавить, что 21 декабря 2016 года на встрече с руководством Федерального Собрания РФ президент Владимир Путин поблагодарил депутатов и сенаторов за активную работу при принятии бюджета, что, по его словам, было «чрезвычайно важно для стабильности экономики». Президент также предостерег парламентариев от поспешных «нововведений» в законодательство страны. Он отметил, что за прошедшее время уже более 10 раз вносились поправки в Уголовный кодекс, более 30 раз – в налоговое законодательство, более 40 раз – в Кодекс об административных нарушениях.