ГОСДУМА VII СОЗЫВА – МАСШТАБНЫЕ ЗАДАЧИ ТРЕБУЮТ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

ГОСДУМА VII СОЗЫВА – МАСШТАБНЫЕ ЗАДАЧИ ТРЕБУЮТ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

22 декабря 2016 г. 15:51

Эксперты подводят итоги первой сессии Госдумы седьмого созыва.Главным делом на эту осень, по мнению большинства из них, оказался для депутатов Закон о бюджете на 2017-2019 гг. В непростых экономических условиях его удалось принять. Более того, в результате поправок, внесенных депутатами, бюджет стал более социально ориентированным.

Приоритетами бюджета остаются исполнение всех социальных обязательств государства, "майских указов" президента, поддержка предпринимательства, ключевых отраслей промышленности в сельском хозяйстве. Одновременно вдвое был увеличен объем бюджетных кредитов регионов.

Короче говоря, депутаты поработали на славу, учитывая, что осенняя сессия была переходной и нетипичной. Напомнивший об этом директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ Александр Пожалов подчеркивает ее особенности:

— Во-первых, это самая короткая сессия (всего 2,5 месяца полноценной работы). Во-вторых, на одну укороченную сессию впервые пришлось сразу две волны бюджетного законотворчества: Госдуме сразу потребовалось рассматривать поправки в Бюджет текущего года (которые обычно вносятся в первом полугодии, но в этом году из-за подготовки к выборам и кризисной специфики были сдвинуты на период после выборов), а затем подоспел большой бюджетно-налоговый пакет законопроектов на ближайшую трёхлетку.

В-третьих, из-за двух волн бюджетного процесса и длительного перерыва между завершением весенней и началом новой сессий (впервые он составил сразу 3,5 месяца) новой Думе в основном пришлось работать с законодательными инициативами исполнительной власти, законопроектами, накопившимися с предыдущих сессий, и собственными поправками во вторые чтения (а не сосредоточиться на собственных законопроектах).

В-четвёртых, все же более половины депутатского корпуса − новички, много новых глав комитетов, поэтому им нужно было адаптироваться к законотворческому процессу в ГД. Такое сочетание специфических факторов вряд ли повторится в будущем.

Основными целями ГД нового созыва на первую сессию, как мне кажется, были следующие:

1) переломить негативный имидж Госдумы и тенденцию девальвации статуса депутата, сложившиеся в последние годы. Многие наблюдатели воспринимали парламент как "взбесившийся принтер", генератор всевозможных запретов, источник эксцентричных заявлений и инициатив.

2) выстроить четкие организационные правила и процедуры, по которым будет строиться работа Госдумы и законотворческий процесс до конца срока её полномочий.3) встроить впервые вернувшихся в Думу после долгого перерыва одномандатников в единую повестку и в работу фракций; сохранить управляемость парламентского процесса для реализации задач власти.

Достигнуты ли эти цели? Мне кажется, в основном, да.

Самое главное, удалось изменить имидж Госдумы, о чем говорит и динамика данных соцопросов. Прежде всего, этому помогли многочисленные дисциплинарные меры и их широкое освещение в СМИ. В обществе ранее сложился стереотип, что чиновники получают много, а работают мало или спустя рукава; депутатов воспринимают как представителей класса чиновничества, поэтому жесткие дисциплинарные меры по отношению к ним получили общественную поддержку (публичные жалобы депутатов на тяжелые условия труда сработали на улучшение отношения к новым порядкам в Госдуме в целом).

Госдума перестала быть источником экзотичных и резонансных инициатив. Некоторые депутаты, охотно прибегавшие к скандальному самопиару (можно вспомнить, например, Олега Михеева), не переизбрались в новый созыв. А пришедшие на смену парламентарии не подтвердили опасений, что они примут эстафету в генерировании запретительных и идеологизированных инициатив.

Наконец, не реализовались и опасения тех наблюдателей, которые прогнозировали, что в условиях конституционного супербольшинства "Единая Россия" перестанет считаться с парламентской оппозицией и усилит реакционно-запретительное законотворчество.Да и в содержательном плане итоги думской сессии помогли ей перебороть имидж "Думы запретов". Например, в уголовно-пенитенциарной сфере было принято немало смягчающих инициатив, следующих логике гуманизации уголовного законодательства.

Кроме того, удалось избежать обострения политических конфликтов между думским большинством и оппозицией и сохранить конструктивные отношения между фракциями. Хотя были опасения, что в условиях конституционного большинства "Единой России" оппозиция будет чаще использовать парламентскую трибуну и законотворческий ресурс как площадку для политической борьбы. Да, новый бюджет был принят только голосами "единороссов", а КПРФ чаще, чем прежде, уклоняется от голосования "за" законопроекты правительства и ЕР, СР и ЛДПР активно вносят непроходные законопроекты из своих предвыборных программ, но это было предсказуемо и не приводит к политическим конфликтам в парламенте. В то же время сохраняется и практика поддержки большинством социально выигрышных законопроектов оппозиции (например, принят законопроект СР по капремонту жилья).

По всей видимости, долгосрочная цель Госдумы 7-го созыва − не реализация личных амбиций отдельных депутатов, а изменение места нижней палаты в конфигурации отношений с исполнительной властью. Есть шансы, что новое правительство РФ, которое будет сформировано весной 2018 года, с самого начала иначе будет воспринимать Госдуму, не как "приводной ремень" исполнительной власти, а как содержательную площадку, на которой министры и депутаты вместе ищут компромиссные законодательные решения.

Тактический вопрос для Госдумы на весну − найти решение проблемы, как без ущерба для качества парламентской дискуссии и без ущемления прав субъектов законодательной инициативы разобрать "законодательные завалы" заведомо непроходных инициатив, доставшихся в наследство от прошлых созывов.

Если резюмировать, то на дистанции из трёх этапов – 1) наведение дисциплинарного порядка в самой нижней палате; 2) создание системных организационных условий для повышения качества законотворчества; 3) переход к более активному и содержательному собственному законотворчеству депутатов и комитетов – Госдума заканчивает сессию примерно на половине пути.