ТРАМП ИНТЕРЕСЕН ПОНИМАНИЕМ ПРОСТОГО АМЕРИКАНЦА, А НЕ СВОИМИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

ТРАМП ИНТЕРЕСЕН ПОНИМАНИЕМ ПРОСТОГО АМЕРИКАНЦА, А НЕ СВОИМИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

28 ноября 2016 г. 17:44

Американские традиционные СМИ упустили контроль над настроениями избирателей и обществом в целом. Таков вывод экспертов, анализирующих факторы успеха Дональда Трампа, сделавшего в своей предвыборной кампании ставку на интернет.

Теперь, констатирует ряд экспертов, представители всех социальных групп, в том числе ранее стоявших вне политики, через соцсети могут напрямую участвовать в политическом процессе. В качестве примера они приводят такие цифры: во время предвыборной кампании Трамп успешно пользовался Твиттером, где у него образовалось около 14,8 млн фолловеров, а всего в социальных сетях — 28 млн человек.

В то время как Хиллари Клинтон вела старомодную пиар-кампанию, опираясь на традиционные средства информации — телевидение и прессу. Однако, несмотря на колоссальную стоимость медийной поддержки, ни CNN, ни The New York Times не помогли ей пробиться к сердцам рядовых избирателей. При этом Трамп вложил в предвыборную кампанию около 800 млн долларов, Клинтон — 1,3 млрд долларов.

Некоторые эксперты предлагают использовать опыт Трампа в российских реалиях. Политолог Дмитрий Дробницкий в этой связи обращает наше внимание на два фактора:

— Первое: чистые сетевые технологии на фоне отсутствующих социально-экономических предпосылок — не работают. Невозможно на одних технологиях построить успешную избирательную кампанию, выиграть выборы, заслужить народное доверие и так далее. Политтехнологи утверждают, что они могут переломить любую тенденцию. Но на самом деле это, конечно, не так. Хорошие, успешные, удачные технологии работают. Но только с подготовленным социумом, когда социум готов воспринимать определенного рода ходы, в том числе и через социальные сети.

Кампания Дональда Трампа была выстроена очень грамотно с точки зрения бизнес-стратегии. Но говорить, что его успех лежит в плоскости технологий – это просто не понимать современные тенденции в странах Запада. Скажем, в ответ на поведение медийной прессы по отношению к Трампу возник запрос на альтернативные источники информации. И этот запрос был удовлетворен достаточно талантливыми медиа-менеджерами. Но они смогли решить задачу только при условии востребованности самого Трампа в американском обществе.

Второе: могут ли подобного рода технологии использоваться на российских выборах? Отчасти, наверное, могут. Понятно, что в электоральном российском поле социальные сети уже давным-давно используются. И в этом смысле нельзя сказать, что наша страна совсем отстала от всего развитого мира. Если мы возьмем, к примеру, думскую кампанию 2016 года — ведь тоже достаточно технологично она была проведена. Это была тихая, но очень эффективная кампания. И она закончилась предсказуемым результатом благодаря тому, что выигравшие эту кампанию люди действовали по уму, примерно так же, как действовал Трамп: сначала оценить обстановку, а потом развертывать средства для агитации, работы с избирательными округами. В данном случае телегу поставили, как и положено, позади лошади. Под "лошадью" я понимаю понимание того, чего хочет избиратель.

Кампания Трампа показала, что штаб Хиллари Клинтон проспал настроения американцев. Между тем, американцы стали думать иначе. Выборы Трампа — это был триумф простого человека, рабочего человека. Трамп интересен как раз тем, что он прежде всего понял, что нужно избирателю. А не своими технологиями.