РОЛЬ ФИДЕЛЯ КАСТРО В 20-ОМ ВЕКЕ МНОГИЕ ОЦЕНИВАЮТ ЭМОЦИОНАЛЬНО, А НЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНО

РОЛЬ ФИДЕЛЯ КАСТРО В 20-ОМ ВЕКЕ МНОГИЕ ОЦЕНИВАЮТ ЭМОЦИОНАЛЬНО, А НЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНО

28 ноября 2016 г. 18:21

На Кубе проходит официальная церемония прощания с Фиделем Кастро. В Гаване центральным местом ее проведения стал Мемориал Хосе Марти на Площади Революции. Создатель первого социалистического государства в Западном полушарии скончался 25 ноября вечером на 91-м году жизни. С 26 ноября на Кубе объявлен девятидневный траур. Похороны Кастро состоятся 4 декабря в городе Сантьяго-де-Куба.

За последние дни российские СМИ представили множество биографических материалов о Фиделе Кастро. Все они носили вполне комплиментарный характер. Чего не скажешь о дискуссии, развернувшейся в соцсетях. Здесь роль личности и политическая деятельность Кастро оценивалась неоднозначно. Было много критики в адрес команданте, равно как и много положительных эмоциональных высказываний в его адрес.

По мнению директора Института современных медиа МОМРИ Кирилла Танаева, который дал комментарий порталу “Политаналитика”, за эмоциями в обсуждении личности Фиделя Кастро было мало содержательного:

— Я бы не преувеличивал число тех, кто как-то содержательно отреагировал на смерть Кастро. Все-таки он имеет отношение к людям более старших возрастных групп, которые выросли в СССР. Молодежь к Кастро и Че Гевара не испытывает каких-то особых эмоций, за исключением культурологических (типа портрета на майке и телеканал Че). Так что насколько глубоко многие, кто обсуждал смерть Кастро в сети, понимают, кем был Фидель, это открытый вопрос. Я бы не говорил, что дискуссия, разделила всех пополам. Это надо считать.

Но точно можно сказать, что две точки зрения на смерть команданте очевидны. Я бы не искал никаких рациональных объяснений, так, что кто-то знает, что сделал Кастро, а кто-то не знает. Это исключительно идеологическое разделение. Есть люди, которые глубоко убеждены в том, что все, что связано с социализмом, с левым движением, с событиями второй половины 20 века, это глобальное зло и для них Кастро это одно их олицетворений этого зла.

С другой стороны, есть люди, которые придерживаются более левых, антиглобалистских позиций, и для них Кастро – символ борьбы против американского империализма, условно говоря. Есть еще третьи, для которых Кастро - культурологический феномен, связан он может быть с их молодостью, с песнями, с культурой советской, с событиями 70-80 годов, когда был фестиваль молодежи и студентов в Гаване и так далее. И в этом смысле в СССР было много про Кубу и связано с Кубой.

Вот это, разделение, и эти люди, для которых Кастро – это уход эпохи, они скорее скорбят. Такая рода реакция будет воспроизводиться, потому что здесь нет единой точки зрения, и она такова в независимости от того, что плохого или хорошего сделал Кастро. Он скорее оценивается не как личность, часть нашей общей истории, нашего мира, он оценивается исходя из идеологического отношения в принципе, происходящему в мире, к российской действительности. Я не вижу ничего удивительного.