ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ В СЕТИ – ШАНС НА ПОБЕДУ, НО НЕ ГАРАНТИЯ УСПЕХА

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ В СЕТИ – ШАНС НА ПОБЕДУ, НО НЕ ГАРАНТИЯ УСПЕХА

28 ноября 2016 г. 15:44

Эксперты продолжают анализировать причины сокрушительной победы избранного президента США Дональда Трампа. Среди специалистов бытует мнение, что его успех зиждется на грамотном и масштабном применении современных медийных технологий.

Так, председатель Комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин уверен, что одним из факторов, приведших Трампа в Белый дом, стало радиовещание. По его мнению, Трампу удалось мобилизовать радиоаудиторию, к которой традиционно кроме водителей относятся и люди, занятые физическим трудом.

"Реклама на радио и разговорные программы сыграли свою четко обозначенную роль — в отличие от телевидения, в том числе и локального телевидения, местных студий, небольшие радиостанции оказались эффективным средством, на которое вполне сознательно сделал ставку штаб кандидата", — отметил Левин.

При этом аналитики полагают, что американское телевидение переживает в настоящий момент упадок и кризис доверия аудитории. По некоторым данным, в США уже свыше 15% аудитории составляют так называемые "обрезатели шнуров" — т.е. зрители, которые смотрят видеоконтент исключительно в интернете, целиком и полностью отказываясь от подписки на ТВ.

Соответственно, еще одним фактором успеха Трампа принято считать интернет. Эксперты обращают внимание на то, что при огромной массе негативной информации в телевизионных программах и мейнстримовых СМИ Трамп был очень успешен на открытых онлайн-платформах. Так, как использовал соцсети штаб республиканца, их не использовал еще никто. Волна обсуждения в интернете привела к избирательным урнам миллионы избирателей, которые раньше в принципе не видели смысла голосовать.

Собственно говоря, ряд экспертов призывает сделать из этого факта соответствующие выводы и применить трамповские наработки в России. При этом они отмечают, что прежде в российских избирательных кампаниях разного уровня по большей части использовались классические способы влияния в информационном пространстве через общественные организации и традиционные СМИ.

Профессор НИУ ВШЭ, политолог Олег Матвейчев полагает, что ставка Трампа на интернет была сделана хотя и правильно, но от безысходности:

Трамп не был допущен во все традиционные официальные американские СМИ, и ему пришлось "уходить" в сеть. Но именно благодаря тому, что все американцы чуть ли не постоянно "сидят" в интернете, трамповская сетевая тактика принесла свои плоды – ему удалось донести свое мнение, свою идеологию до избирателя.

Здесь можно говорить о том, что настала новая эпоха: эпоха крушения традиционных СМИ, "сетевая" эпоха. Если раньше об этом говорили только футурологи, то сейчас мы на самых главных выборах в планете увидели, что победа может быть одержана благодаря интернету. Степень "интернетизации" России тоже велика, мы здесь находимся наряду с другими цивилизованными странами. И поэтому любому кандидату имеет смысл воспользоваться возможностями, которые предоставляет "всемирная паутина", хотя бы для того, чтобы не отдать эту поляну другим. Это касается всех выборных политиков, вплоть до президента. При этом надо учесть специфику интернет-аудитории – у нее существуют свои определенные запросы, там должна быть проведена отдельная работа, не похожая на ту, какую делают традиционные СМИ.

В общем, было бы глупо в избирательной кампании не задействовать сетевые ресурсы, раз уж нам так наглядно продемонстрировали эффективность соответствующей тактики. Но побеждать нужно и в интернете, и на традиционных площадках.