РОССИЯНЕ МЕНЬШЕ ДОВЕРЯЮТ ТЕЛЕВИДЕНИЮ, НО ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО – ВСЕ РАВНО ЗА ТРАДИЦИОННЫЕ СМИ

РОССИЯНЕ МЕНЬШЕ ДОВЕРЯЮТ ТЕЛЕВИДЕНИЮ, НО ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО – ВСЕ РАВНО ЗА ТРАДИЦИОННЫЕ СМИ

18 ноября 2016 г. 21:40

Россияне стали меньше доверять телевидению, как и традиционным СМИ в целом. Результаты соответствующего исследования обнародованы социологами "Левада-центра". Согласно полученным ими данным, ТВ верят 56% респондентов, тогда как летом этот показатель находился на уровне 61%. Напротив, не доверяют телевидению 41% опрошенных, в то время как летом таковых было 35%.

Что касается отношения к традиционным СМИ, то 47% россиян часто сталкиваются с ощущением, что телевидение, радио и газеты “что-то недоговаривают”. При этом 35% опрошенных считают, что зачастую телевидение, газеты и радио дают ложную информацию о происходящем (год назад этот показатель достигал 42 и 31% соответственно). Традиционные СМИ часто отвлекают аудиторию от действительно важных событий, акцентируя внимание на второстепенных сюжетах, считают 44% респондентов; год назад в этом были уверены 42% россиян. При этом 39% россиян считают, что в будущем Интернет способен вытеснить традиционные СМИ.

Доверие россиян к информации из сети, наоборот, растет. Интернету верят 37% россиян, в то время как летом ей были склонны верить 34% опрошенных.

Между тем, руководитель исследовательских проектов ВЦИОМ Михаил Мамонов указывает, что в дискуссии об отношении населения к традиционным СМИ и Интернету, к сожалению, часто объединяют воедино факты, имеющие разную природу. В итоге, уходит ясность в понимании ситуации:

— Действительно, уровень доверия к традиционным СМИ снижается. Это отчетливо показывают исследования ВЦИОМ и других измерителей. Хотя показатель доверия – высок: в октябре 2016 года – 60,5% опрошенных россиян заявили, что доверяют СМИ (данные ВЦИОМ). В апреле-мае 2014 года этот показатель доходил до 70%.

Впрочем, негативный тренд очевиден. Но он скорее объясняется не “испортившимися СМИ”, а некоторым ослаблением крымского эффекта. Весной 2014 года скакнули вверх показатели доверия ко многим общественным институтам, сейчас мы фиксируем их негативную коррекцию.

Несомненно, традиционные СМИ еще очень долго будут оставаться ключевым источником информации для населения вне зависимости от доверия их информации и степени распространенности Интернета. Причин много. Среди основных - разный характер потребления информации. Интернет – это все-таки поисковая модель поведения и подавляющее большинство не готово тратить на это свои усилия. Согласно нашим опросам Интернет стал важным источником информации лишь для каждого четвертого россиянина. Эта группа увеличивается, но медленно.

Кроме того, доверие к информации в Интернете невысоко. По мнению населения, там меньше государственного присутствия, а значит, каждый пишет, что хочет. Не так давно мы задали россиянам вопрос в следующей формулировке: "Если об одном и том же событии радио, телевидение, журналы, газеты и интернет говорят по-разному, сообщают противоречивые сведения, то какому источнику Вы скорее всего поверите больше?". На первом месте оказалось телевидение с показателем 53%, на втором новостные, аналитические и официальные сайты – 15%, на третьем - блоги и социальные сети – 7%. Цифры говорят сами за себя.

И наконец, мы фиксируем снижение интереса россиян к политическим новостям. Причина – усталость от политики, погружение в повседневные проблемы. Кризис только усилил эту тенденцию. Но это фактор ситуативный, а не базовый, тем не менее, он влияет на отношение к СМИ.

Резюмируя: говорить о значительном усилении роли Интернета как источника информации для большинства – нет оснований и традиционные СМИ, прежде всего, телевидение остаются основным каналом получения информации для соотечественников. У Интернета бесспорно есть потенциал информирования, но в данном случае надо говорить о специфике групп предпочитающих Сеть.

В то же время усиливается запрос на разнообразную информацию, представление различных точек зрения на одну и ту же проблему. Это требование обуславливается запросом на уважение к человеку. Он пока часто остается не реализованным.