ПОЗИТИВНЫЙ ИМИДЖ НОВОЙ ГОСДУМЫ – ГЛАВНЫЙ ИТОГ ПЕРВОГО МЕСЯЦА РАБОТЫ

ПОЗИТИВНЫЙ ИМИДЖ НОВОЙ ГОСДУМЫ – ГЛАВНЫЙ ИТОГ ПЕРВОГО МЕСЯЦА РАБОТЫ

9 ноября 2016 г. 12:52

Спустя месяц после стартового заседания Госдумы РФ седьмого созыва эксперты подводят итоги первых тридцати дней работы нижней палаты парламента под председательством Вячеслава Володина – архитектора политических реформ, приведших к обновлению формы и содержания законодательной ветви российской власти.

Показательно, что кандидатура Володина, тогда еще первого замглавы администрации президента, не вызывала никакого отторжения у абсолютного большинства новоизбранных депутатов. Руководители парламентских фракций без особых прений поддержали предложение Владимира Путина, посчитавшего, что Володин лучше других (и, несомненно, по праву) мог бы координировать работу сложного механизма.

Выступая перед коллегами на первом заседании Госдумы седьмого созыва, он отметил, что 4 парламентских партии представляют около 46 миллионов избирателей. "Но нам нельзя игнорировать и не учитывать мнение тех, кто голосовал за другие партии", — сказал Володин. Две из этих партий смогли провести своих представителей через округа. И еще 8 партий, участвующих в выборах, не получили своего представительства. "Голоса их сторонников, а также тех, кто не принимал участие в выборах, мы также обязаны слышать и учитывать в работе", — отметил новый спикер парламента.

Политолог и политконсультант, профессор НИУ " Высшая школа экономики" Олег Матвейчев подчеркнул в этой связи, что еще до начала недавних политических реформ было понятно: президентом выбран курс на повышение роли парламента в государстве.

"Несомненно, новый спикер – это человек диалога. От него никто не слышал грубого слова, Володин никогда не ставил ультиматумов – это не его стиль. Он способен слышать собеседников, спорить с ним - понятно, что у него всегда есть аргументы. Володин способен принять чужую точку зрения и ему неважно, кто является его оппонентом. Его стиль - принятие сбалансированных решений, с обязательным учетом всех рисков", – подчеркнул политолог.

Сам Вячеслав Володин сразу заявил, что намерен построить работу Госдумы VII созыва на основе принципов эффективности, дисциплины и качества. В частности, он предложил решать проблему неопытности депутатского корпуса при помощи обучающих семинаров-совещаний, и еще до официального избрания на новый пост провел такой семинар с депутатами от фракции "Единая Россия". В семинаре приняли участие шесть профильных министров (руководители Минтруда Максим Топилин, Минфина Антон Силуанов, Минобразования Ольга Васильева, Минсельхоза Александр Ткачев, Минстроя Михаил Мень, Минэкономики Алексей Улюкаев), а также председатель Счетной палаты Татьяна Голикова и глава Центрального банка Эльвира Набиуллина.

Политолог и публицист, президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов в своем комментарии для портала "Политаналитика" подчеркнул, что прежде Дума часто выступала в качестве законодательной канцелярии при исполнительной власти. А такая функция, как социальная апробация принимаемых законов, согласование с разными группами интересов - часто тоже проводилась под эгидой исполнительной власти или не проводилось вовсе.

"Ситуация, при которой партия власти выступает как мешок для сбора голосов на выборах, а правительство принимает решения, какие считает нужным, приводит к росту недоверия избирателей. Депутаты не выполняют ту самую роль посредников между исполнительной властью и населением, которую они в рамках нынешней системы координат призваны исполнить. Логика принимаемых правительством решений должна быть им понятна и хотя бы в целом разделяться. На сегодня это не всегда так. Поэтому регулярные встречи депутатов с представителями правительства крайне важны – они помогут сформировать какое-то единое пространство понимания", – отметил эксперт.

Настоящим испытанием для нового состава Думы стала работа над бюджетом. Партия большинства "Единая Россия" сразу предложила организовать экспертные обсуждения законопроекта в регионах, пообещав обобщить поступившие предложения, проанализировать их и направить в кабинет министров.

Эксперты сочли это важным сигналом: открытый анализ документа, привлечение представителей профессиональных сообществ, гражданского общества со всей страны, интегрирование местных экспертных кадров в общефедеральную повестку – прежде такого никогда не случалось.

Это, несомненно, новый подход и в деятельности парламентской фракции ЕР, и в работе Госдумы в целом. Разумные инициативы поднимаются, что называется, "снизу – вверх", проходя экспертное "сито", а на выходе превращаются во вполне работоспособные проекты. По мнению ряда наблюдателей, все минувшие годы именно так работала Администрация Президента.

В тот момент, когда автор нового политического подхода Вячеслав Володин перешел из АП в Госдуму, где "Единая Россия" имеет конституционное большинство, конструктивный стиль взаимодействия общества и власти стал правилом и на Охотном ряду.

По мнению политолога Глеба Кузнецова, состоятельность и влиятельность Думы как законодательного и представительного органа зависит от того, насколько она будет самостоятельна в определении деталей и приоритетов.

"Сказать, что новая Госдума уже повернула ситуацию в свою пользу, пока преждевременно. Но то, что пациент подает явные признаки жизни и проявляет интерес к ней — точно. А это значит, что шанс на нормальный вменяемый парламент — лоббистская площадка и представительный орган — у нас есть, и шанс этот, судя по первым шагам — неплохой. Очень много будет зависеть от хода бюджетного процесса. Если вокруг него возникнут интриги, начнется борьба за статьи, ЕР выйдет на правительство со своими инициативами – значит, наш парламент оживает", – говорил эксперт.

Директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ Александр Пожалов в свою очередь подчеркнул, что Госдума должна усилить модуль, связанный с предварительным общественным обсуждением законопроектов, с подключением экспертов от различных отраслевых общественных групп. В предыдущие годы случалось, что законопроект проходил полноценное общественное обсуждение на площадке общественной палаты (в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия) в первом чтении, а ко второму мог измениться до неузнаваемости. В том числе очень часто во второе чтение законопроекта включались поправки совершенно другой сферы регулирования – тем самым концепция законопроекта, одобренная в первом чтении, ко второму существенно расширялась или даже видоизменялась.

Именно эта зона между первым и вторым чтениями оставалась наиболее уязвимой, наиболее незащищенной с точки зрения контроля общественности, того же бизнеса, различных групп интересов, в том числе и региональных.

Очевидно, в этом направлении тоже будут предприниматься какие-то шаги, полагает Александр Пожалов.

Эффективность работы (независимо от сферы деятельности) напрямую связана с трудовой дисциплиной. Этот аспект работы парламента с самого начала находится в фокусе внимания думского руководства, учитывая, что уровень доверия избирателей к своему депутату обратно пропорционален степени его халатности и разгильдяйства.

Беря в расчет этот аспект, руководство Госдумы серьезным образом изменило график работы депутатов. Если раньше по одной неделе каждого месяца они проводили в регионах, другую – посвящали работе в своих комитетах и две оставляли для пленарных заседаний, то теперь "пленарки" проводятся в течение трех недель, а на работу в регионах остается одна. Работу же в комитетах депутаты должны успевать делать между заседаниями.

В рамках кампании за повышение дисциплинарной ответственности было подвергнуто ревизии право депутатов голосовать "по доверенности". Инициаторами поправок в законодательство выступили вице-спикер Госдумы Сергей Неверов, руководитель фракции "Единая Россия" Владимир Васильев и его первый заместитель Андрей Исаев. По словам Неверова, голосование должно быть только личным.

"Люди доверили конкретному депутату представлять их интересы, и депутат несет ответственность за принимаемые решения. А передача своего голоса другому – это, в том числе, передача ответственности. Избиратель в Смоленской области не голосовал за депутатов, избранных, например, от Новосибирской области. Поэтому надо начинать с себя. Если человек отсутствует на заседании, он не может принимать участие в голосовании, и сделать за него этого никто не может", — сказал Неверов.

С принятием поправок "ситуации, когда по полупустому залу заседаний бегают "дежурные" депутаты, уйдут в прошлое", отметил тогда вице-спикер нижней палаты Петр Толстой. А депутат Госдумы нескольких созывов, член ЦИК РФ Александр Клюкин в интервью порталу "Политаналитика" заявил:

"Вячеслав Володин не позволит депутатам так вольготно относиться к своим прямым обязанностям. Люди из его команды часто шутят: если хочешь похудеть, надо заниматься спортом, сесть на диету или работать с Володиным. Известно, что в каждой шутке есть доля правды. Здесь речь идет об ответственности за свой фронт работы.

Несомненно, усиление трудовой дисциплины в Госдуме совпадает с общим трендом. Сегодня нужна мобилизация всей страны, каждый на своем месте должен знать, что он делает, за что отвечает и точно осознавать меру личной ответственности. А расхлябанность и демобилизация в высших эшелонах власти является для граждан дурным примером. Депутаты должны задавать высокие стандарты работы."

В дальнейшем прогульщиков (которых, кстати, спустя месяц работы в палате практически не осталось) руководство Думы намерено штрафовать на довольно серьезные суммы. А что касается эффективности работы, то речь идет о создании особой системы оценок. "Двоечники" будут рисковать лишением депутатских мандатов.

Фундаментальные изменения на вершине законодательной власти страны заметило и общество. Так, по крайней мере, половина опрошенных социологами ФОМ наслышана о новом стиле работы "володинской" Думы. Подавляющее большинство граждан одобряют введение штрафов за пропуск депутатами пленарных заседаний. Это означает, что Вячеслав Володин нашел верную интонацию. Генеральный директор аналитического центра "Московский регион" Алексей Чадаев отмечает серьезный рост доверия к Думе:

"Людям нравятся, что депутатов заставляют работать. В отличие от назначенных чиновников, депутаты на виду. И, как правило, представления людей о том, что "власть не работает, ничего не делает", базируется на картинке пустого зала ГД, которую регулярно показывало телевидение. В этом смысле все дисциплинарные меры, включая отмену голосования по доверенности, ответственность за пропуск заседаний и прочее, находят отклик.

Но я бы заметил, что эта тема появилась только сейчас. Потому что весной, когда Володин еще был в Кремле, много ходило разговоров, что убирают из списка депутатов-бизнесменов, людей с большими деньгами и так далее, что их сокращают. Тогда это было не понятно, а сейчас понятно. Как можно применить дисциплинарную ответственность к человеку, которому зарплата депутата ГД в общем-то не нужна, поскольку он и так состоятельный человек, а депутатский мандат он, по сути, купил, пусть даже в и через избирательную кампанию?

Первый шаг к укреплению ответственности и работоспособности Госдумы был сделан еще в момент формирования списков депутатов ведущих партий. Сейчас большинство их – это люди, для которых депутатская зарплата – по-настоящему значимая сумма, они за нее будут работать, они готовы соблюдать этику и нормы партийной и парламентской дисциплины. Это большое дело!"

Эксперты отмечают, что возврат к выборам по одномандатным округам, прозрачность и открытость процедуры, дисциплинарные меры и регулярная отчетность перед избирателями делают Госдуму седьмого созыва лучше, в некотором смысле задавая новую планку для общества в целом. И общество принимает новые принципы, которые были продекларированы в первый месяц работы.

Еще одна инициатива последнего времени – обязанность депутатов лично отвечать на обращения избирателей.

"Депутат обязан будет подписывать ответы, рассматривать (обращения) лично", - поясняет Вячеслав Володин. По его словам, подобные изменения "повышают ответственность депутата за рассмотрение обращений к ним избирателей". "Конечно, это серьезно, но можно говорить будет с уверенностью, что каждое обращение дошло до своего депутата и он лично принимает участие в рассмотрении и лично подписывает ответ, а не помощник, аппарат", - сказал глава палаты.

"Это повышение и ответственности, и качества работы депутата Госдумы, и эффективности работы депутатского корпуса", - заключил Володин.

По мнению директора Международного института новейших государств Алексея Мартынова, Дума возвращает себе реальный статус и доверие как равноправная ветвь власти. Причем именно как представительская власть граждан в государственном управлении на высшем уровне (что, кстати, гарантировано Конституцией).

Кстати сказать, эксперт отмечает, что предложенной Володиным системы обратной связи по обращением граждан еще не было. Здесь важным представляется то, что просьбы и жалобы людей будут оперативно отрабатываться через экспертов, способных предложить практические варианты решения того или иного вопроса. Иными словами, количество отписок резко сократится. "Коммуникация по линии гражданин - депутат становится реально практической, а не формально условной как практиковалось ранее", – уверен Алексей Мартынов.

Генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин объясняет логику процесса:

"Депутат Госдумы − это чиновник категории А. То есть, высший чиновник, приравненный по рангу к федеральному министру. Он получает такую же зарплату, как министр. При этом, ответственности от депутатов никакой раньше не требовалось. Фактически синекура. Сейчас депутата обязывают работать. Выполнять свои задачи, заложенные в Конституции и законах."

В общем, спустя месяц работы нового состава Госдумы эксперты полны, как говориться, "сдержанного оптимизма". Несомненно, парламент – зеркало общества, а современное российское общество далеко от идеала. Но Госдума седьмого созыва активно видоизменяется, становясь не только местом лоббирования региональных интересов, но и площадкой для широкой общественной дискуссии с участием экспертного сообщества и гражданских активистов. Фактически, Госдума задает обществу новые стандарты работы, открывает новые горизонты взаимодействия власти и граждан.

Конечно, пока о результатах такой политики трудно судить. Процесс только в самом начале. Но подобный подход не может не импонировать. Думается, что позитивная трансформация имиджа нижней палаты – главный итог ее первых 30 дней.