РЕГУЛЯРНЫЕ ОТЧЕТЫ "НА МЕСТАХ" БЫЛИ БЫ ВЕСЬМА ПОЛЕЗНЫ И ПАРТИИ ВЛАСТИ, И ЕЕ ПАРЛАМЕНТСКИМ ОППОНЕНТАМ

РЕГУЛЯРНЫЕ ОТЧЕТЫ "НА МЕСТАХ" БЫЛИ БЫ ВЕСЬМА ПОЛЕЗНЫ И ПАРТИИ ВЛАСТИ, И ЕЕ ПАРЛАМЕНТСКИМ ОППОНЕНТАМ

31 октября 2016 г. 16:03

Членов обеих палат российского парламента в скором времени обяжут отчитываться перед избирателями и региональными властями о проделанной работе. Соответствующая норма, по информации газеты "Известия", прорабатывается в "Единой России". По действующему законодательству пока отчитываться перед населением об итогах своей деятельности обязаны только сотрудники полиции и главы муниципалитетов.

В ЛДПР предлагают подумать об ответственности за невыполнение новой нормы. Иначе она будет "мертвой". А коммунисты беспокоятся, что отчеты превратятся в "обязаловку".

Директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ Александр Пожалов в интервью порталу "Политаналитика" напомнил, что предложение об отчете представителей парламента появилось в стенах Совета Федерации. И принятие подобной нормы при определенных условиях может оказаться выгодным для всех фракций:

— Инициатива, предполагающая ежегодную отчетность членов Совета Федерации перед региональными парламентами в своих регионах, изначально родилась в стенах Совета Федерации. Автор идеи – тогда еще сенатор Андрей Голушко, который перешел в Государственную думу только этой осенью. Схожая тема теперь обсуждается и в нижней палате, т.е. два процесса идут параллельно. Общим у них является то, что ставится вопрос о введении регулярной формы отчетности федеральных парламентариев, будь то сенаторы или депутаты ГД, в своих регионах.

В принципе, мы уже увидели подобные подходы в работе Госдумы нового созыва. Перед первой региональной неделей центральный исполком партии "Единая Россия" предложил схему, при которой в ходе региональной недели депутаты федерального парламента будут проводить совместные встречи с членами фракции "единороссов" в региональных заксобраниях и с участием депутатов муниципального уровня от "Единой России". То есть, там формируется единая депутатская вертикаль ЕР, которая будет работать в рамках совместных заседаний, отчетов, обсуждений федеральных законопроектов в ходе региональных недель, когда депутаты Госдумы приезжают в регион на встречу с избирателями.

Как поведут себя в новых условиях парламентские партии?

— Что касается "Единой России", то безотносительно к поправкам в законодательство, партия в любом случае будет развивать такой принцип регулярной отчетности перед избирателями на территориях. Исполком ЕР ориентирует членов партии, представленных в Госдуме, именно на такой формат работы.

Другие партии, я думаю, тоже заинтересованы в создании механизмов постоянной работы на региональном уровне. У нас одномандатные округа сформированы на 10 лет: то есть следующие выборы в Госдуму пройдут в границах тех же округов, в которых они проходили сейчас. Поэтому суть предложенного подхода - развитие каналов обратной связи федеральных депутатов со своими территориями - поддержит, наверное, любая политическая партия, которая стремится попасть в парламент или сохраниться в качестве парламентской.

Имеет ли смысл как-то наказывать депутатов-нарушителей нового закона?

— Я думаю, что подобного рода законодательная инициатива не может сопровождаться какими-то санкциями к тем депутатам, которые не отчитываются перед избирателями и не посещают регионы. Свой вердикт вынесет сам избиратель, когда в следующий раз проголосует или не проголосует за этого депутата и партию, которую он представляет. Но если ввести в законодательство нормы о том, что федеральные депутаты должны отчитываться в тех регионах, за которыми они закреплены, то это само по себе может дать некоторые возможности оппозиционным партиям. Прежде всего, возможность требовать у региональной власти помещений для встреч с избирателями, допуска в официальные региональные СМИ.

У некоторых оппозиционных депутатов Госдумы есть проблемы с тем, чтобы получить право голоса на заседаниях регионального парламента, если они находятся в конфликте с региональной властью. Некоторые губернаторы подчас стремятся выдавить своих оппонентов из региона: пусть он лучше работает в Государственной думе, но реже появляется в регионе со своей критикой. Если такая обязанность будет сформулирована, то тем самым оппозиция получит право требовать у региональной власти, у тех же депутатов "Единой России", чтобы им обеспечили инфраструктуру для выполнения этих требований законодательства.

Готовы ли парламентские партии к работе в регионах не только от выборов к выборам, но в неком постоянном режиме?

— Мне кажется, что проблем с региональной работой не будет у "Справедливой России". Все-таки фракция СР в основном сформирована из лидеров региональных отделений, которые и так хорошо известны у себя в регионах. У них 7 одномандатников во фракции.

Не возникнет проблем у ЛДПР, потому что Владимир Жириновский в последние годы систематически ориентирует свой партийный актив на работу в регионах. В качестве примера можно привести традиционный агитпоезд ЛДПР, который постоянно курсирует из города в город и в работе которого задействованы все члены фракции ЛДПР в Госдуме. Новички во фракции ЛДПР – это, как правило, координаторы региональных отделений, то есть, они не взялись из ниоткуда, а еще до выборов были тесно связаны со своим регионом.

Некоторые проблемы в адаптации к новым нормам могут быть у КПРФ. В ходе прошедшей избирательной кампании в адрес ЦК компартии со стороны региональных обкомов партии и экспертов звучала критика за недостаточно активную работу на местах. Федеральная десятка коммунистов, да и некоторые лидеры региональных групп из числа “партийной номенклатуры” крайне мало времени уделяли работе в регионах. В Иркутской области, к примеру, прошедший в Госдуму вслед за губернатором-”паровозом” партаппаратчик Алексей Пономарев появился в регионе считанное число раз – тогда как у той же “Единой России” Николай Николаев (тоже “варяг” для региона) в буквальном смысле слова отпахал всю кампанию по муниципалитетам области. В Тверской области Вадим Соловьев свернул личную кампанию сразу после того, как не был зарегистрирован на губернаторские выборы – и КПРФ сенсационно уступила этот регион ЛДПР, а сам он не попал в Госдуму.

Так что новая норма, если она будет принята, вынудит коммунистов пересмотреть принципы своей региональной работы между выборами. Впрочем, насколько я понимаю, на недавнем пленуме ЦК КПРФ уже состоялся содержательный, откровенный разговор о причинах поражения партии на выборах, и вопросы о необходимости привлекать новые кадры на местах, активнее работать на территориях, заблаговременно готовить кандидатов на будущие выборы уже поднимались. Так что и коммунисты, я думаю, созрели для таких перемен.